Жены-мироносицы. Роль женщины в христианстве.
Помолимся же сегодня Пресвятой Богородице и святым жёнам-мироносицам о наших матерях, жёнах, сёстрах и дочерях, чтобы они в своей жизни всегда так же высоко несли великое служение женщины! Подать записку на литургию в праздник жен-мироносиц на Святую землю можно здесь:
Место женщины в христианстве
В шуточных, а иногда и в серьёзных спорах о месте женщины в мироздании можно встретить такой аргумент: «Всё зло от женщин. Даже в Раю именно Ева послушала змея и соблазнилась запретным плодом с дерева добра и зла. Не будь её, не было бы и грехопадения. Именно из-за этой слабости и некоего несовершенства Бог подчинил женщину мужчине в семье». Удивительно, но такой образ мыслей нередко можно встретить даже в среде православных мирян и священнослужителей.
Свою ложку дёгтя к этому мнению добавляют и монахи, которые довольно часто выставляют женщин в аскетической литературе чуть ли не источником всякого греха. Так, преподобный Ефрем Сирин писал: «О, какое всякого зла злейшее зло – лукавая жена! Если только лукава она, то богата уже злобой; а ежели есть у нее и богатство в содействие ее лукавству, то она – сугубое зло...».
Однако, на самом деле, женщина в православии занимает место весьма почётное и важное, а её особое служение никак не ниже мужского. Чтобы понять это, вернёмся ко временам наших праотцев Адама и Евы. Ева была взята из ребра Адама. Вот только перевод этого термина с еврейского языка на русский не совсем точен. Для создания женщины Бог взял не «ребро», а «грань» Адама. То есть выделил из единого человеческого естества определённые качества, которыми наделил женщину, а другую часть качеств оставил мужчине.
Таким образом, и мужчина, и женщина равно «неполноценны». Они лишь половинки единого человеческого естества. Отсюда кстати и слово «пол». И только вкупе, создав семью, мужчина и женщина составляют полноценного и подобного Богу человека. Ведь и в Боге Лица Пресвятой Троицы находятся в определённых отношениях и любви друг ко другу. И, как мужчина не может выносить и родить дитя, так и женщине не подобает служить у престола в храме. Никто из них не ниже и не выше другого. Христианская семья – союз равных с разным набором свойств.
Святые женщины
Даже в союзе любящих и равных решения должен принимать кто-то один. В Пресвятой Троице Бог Сын и Бог Дух Святой подчиняются Богу Отцу. А главой человеческого семейного союза Бог поставил мужчину. Но мужчина призван быть главой иерархическим. Он должен относиться к жене и детям с любовью и вниманием, без ложной гордости принимая в расчёт и их мнение. Об этом хорошо сказал святитель Григорий Богослов: «Хорошо жене – почитать Христа в лице мужа; хорошо и мужу – не бесчестить церковь в лице жены».
Аскетическую литературу православным мирянам в аспекте отношения к женщинам также не стоит принимать в расчёт. Она написана монахами и для монахов. Эти люди всегда находились «на переднем крае» духовной борьбы со страстями и диавол искушал их наиболее сильно. Поэтому они старались внушить себе отвращение ко греху часто гипертрофируя действительность. Если же посмотреть в суть вещей, то чаще не женщина специально «искушает мужчину», а мужчина искушается, глядя на женщину. И в своей слабости повинен он сам.
О высоком служении, данном Богом женщине, свидетельствует не только весь набор её способностей: нежность, сострадательность, эмоциональность, рождение детей и т.п., но и примеры жизни святых жён. Так, высшей среди всех людей и даже среди ангелов Церковь признаёт Пресвятую Богородицу. И если когда-то Ева в Раю преступила заповедь и впала в грех, то Пречистая Дева Мария стала Новой Евой. Стала соучастницей нашего спасения и вернула человечество на путь добродетели своей покорностью воле Божией.
Кроме Божией Матери Церковь высоко чтит и жён-мироносиц. В Страстную Пятницу, когда Спасителя схватили и повели на казнь, все его ученики-мужчины бежали. И у креста Христова остались не верующие в Бога, а любящие Его. Апостол Иоанн Богослов, Пресвятая Богородица и другие жёны-мироносицы. В третий день после смерти Спасителя опять именно они первыми появились у Гроба Господня. И поэтому Христос Воскресший дозволил первыми увидеть Себя именно этим верным душам.
Жёны-мироносицы
В число жён-мироносиц Священное Предание включает Пресвятую Богородицу и семь других женщин. По мнению некоторых историков, упоминаемая в Евангелиях «Мария Иаковлева» (Мк. 16:1) и «другая Мария» (Мф. 28:1) – это и есть Матерь Божия. Кроме Неё к жёнам-мироносицам относят равноапостольную Марию Магдалину, сестёр Лазаря Четверодневного Марию и Марфу, жену царедворца Хузы Иоанну, Сусанну, Саломию и Марию Клеопову.
Как правило, на иконе жён-мироносиц, изображают только семерых спутниц Богородицы. Но существуют и образы, где Пречистая Дева и ученицы Спасителя собраны у Гроба Господня вместе. В традиции Русской Православной Церкви в день памяти жён-мироносиц принято поздравлять с этим праздником всех дорогих нам женщин – матерей, бабушек, сестёр, жён и дочерей. Так что третье воскресенье после Пасхи можно считать «православным женским днём».
Жёны-мироносицы явили бесстрашие не только перед крестом Спасителя и в своём шествии к Его Гробу. Уже после Пятидесятницы и сошествия на всех учеников и учениц Спасителя Духа Святого, они наравне с апостолами стали проповедовать Евангелие в разных городах и странах. Мария Магдалина, согласно одной из легенд, проповедовала Христа Воскресшего даже римскому императору.
Когда он воскликнул, что «скорее яйцо (которое святая держала в руках в качестве дара кесарю) в твоих руках покраснеет, женщина, чем кто-либо восреснет из мёртвых», по молитве святой проповедницы случилось чудо и яйцо действительно покраснело. Именно из этого случая Церковь изводит традицию окрашивания пасхальных яиц, а Марию Магдалину за её смелость почитает в лике равноапостольных. Помолимся же сегодня о дорогих нашему сердцу женщинах, чтобы в их жизни всегда видеть отражение жизни Спасителя, Его Пречистой Матери и верных учениц – жён-мироносиц.