05.08.2020

Всенощное бдение

Всенощное бдение – это часть суточного богослужебного круга. Включает в себя вечерню, утреню и первый час, а служится перед большими праздниками и воскресными днями. Почему оно называется «всенощным», что собой представляет и какие песнопения включает?

«Всенощное» – значит осуществляемое всю ночь

В древности, во времена гонений на христиан, самым безопасным временем для совершения богослужений были ночь и раннее утро. То есть православные верующие начинали его поздно вечером и продолжали до самого рассвета, то есть служили всю ночь, потому бдение и назвали «всенощным». В нем все чинопоследования богослужений суточного круга объединяются в одно. Впоследствии, по снисхождению к немощам верующих, чтения и пения этой службы значительно сократили, а название оставили. Теперь она начинается вечером и вечером того же дня заканчивается.

Вечерня

Это богослужение олицетворяет ветхозаветные времена с их историей сотворения мира, впадением в грех прародителей всех людей, их изгнанием из рая, раскаянием и молитвой о спасении, а также надеждой на то, что будет исполнено обетование Божие. Вечерню принято начинать открытием царских врат. Путем каждения престола и всего алтаря, священник с диаконом символизируют начало сотворения мира. Возгласом о прославлении Творца и Создателя мира – Святую Троицу служитель Церкви подтверждает, что «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1,3).

Заняв место перед престолом, священник громогласно восклицает, прославляя Пресвятую Троицу словами: «Слава Святей и Единосущней…» К верующим он взывает: «Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу…» Ему вторит хор, торжественно поющий 103-й псалом о сотворении мира, славословя премудрость Божию: «Благослови душе моя…» Под пение хора священник заполняет клубами дыма весь храм, проходя вдоль стен с иконами и выстроившихся в шеренгу молящихся.

Смысл этой части всенощного бдения в том, чтобы напомнить молящимся о блаженной жизни в раю. Но вот каждение в храме закончилось вместе с пением псалма и царские врата, как и врата рая закрылись перед людьми. Диакон покидает алтарь, занимая место перед закрытыми царскими вратами и приступает к чтению великой ектении, а после хор поет стихи из первых трех псалмов.  Затем наступает черед малой ектении, слова которой знакомы каждому верующему: «Паки и паки миром Господу помолимся…», а после стихов из псалмов. Их главная цель изобразить губительное положение, в которое попали люди после грехопадения Адама и Евы, когда они узнали нужду, скорби и болезни.

Взывая ко Всевышнему со словами: «Господи, помилуй!», верующие сокрушаются, что поддались дьявольским чарам, и просят Бога простить их прегрешения и избавить от бед и напастей. Диакон приступает к каждению, которое олицетворяет жертвы, приносимые в Ветхом Завете. После поются стихиры, то есть новозаветные песнопения в соответствии с праздником. Последняя стихира носит название «богородичен» или «догматик». Она посвящена Божьей Матери и включает в себя догмат, то есть учение о том, что Спаситель воплотился от Девы Марии.

Если всенощное бдение предваряет двунадесятый праздник, то вместо этого догматика поют специальные стихиры в честь праздника. Далее исполняется вечерний вход с обязательным открытием царских врат. Процессия, состоящая из свещеносца, диакона с кадилом и священника, выходит из алтаря через северные двери. Последний со словами: «Премудрости прости!» пересекает вместе с диаконом царские врата и проходит в алтарь, становясь на горнем месте. Хор поет песнь Сыну Божьему, явившемуся в мир для спасения рода человеческого: «Свете тихий святые славы Бессмертного Отца…»

В этом песнопении Сына Божьего именуют «тихим светом», что далеко не случайно. Ведь Он пришел в мир не в полной Божественной славе, а тихо, скромно, как мог прийти только Тот, кто добровольно дал распять себя на кресте. Только преподобные, а не грешные люди могут вознести Ему достойную песнь и прославить как искупителя грехов человеческих. Вечерний вход – это еще и напоминание верующим о том, что ветхозаветные праведники, сподобившиеся особой Божественной милости, ожидали и знали о пришествии Спасителя. Кадило с фимиамом символизирует вознесение молитв верующих к Богу по ходатайству Господа Спасителя, а также указывает на присутствие в храме Духа Святого.

После прокимна – краткого стиха из Священного Писания читаются паремии. По их окончанию произносится сугубая ектения, затем молитва и просительная ектения. Если всенощное бдение совершается перед большим праздником, то после просительной ектении служится лития и осуществляется благословение хлеба вместе с пшеницей, вином и елеем в память о древнейшем христианском обычае. Если лития не служат, то поют «стихиры на стиховне», а заканчивают вечерню молитвой святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего…» Конец вечерни знаменует ангельское приветствие Божьей Матери.

Утреня

Утреня начинается чтением шестопсалмия, которое призвано изобразить плачевное состояние впавших в грех людей, надеющихся на милосердие Господа. Но вот пришел в мир Спаситель, о чем радостно знаменует песнь: «Бог Господь и явися нам…» После этого наступает время пения тропаря, приуроченного к празднику или дню празднования святого, а затем читаются кафизмы – отдельные фрагменты Псалтири. Затем произносится малая ектения, после которой совершается полиелей.

Полиелей

Это самая торжественная составляющая всенощного бдения. Начинается она пением хвалебных стихов, цель которых – прославить милость Божию, явленную в пришествии в мир Спасителя. В храме зажигаются все осветительные приборы, а священник вновь обходит его с кадилом в знак благоговения к Богу и его святым. Затем поются воскресные тропари, либо величание. Следом приходит черед малой ектении и, наконец, священник приступает к чтению Евангелия. По его прочтению перед воскресным днем поется торжественная песнь, а в другие праздники верующим надлежит приложиться к иконе и подойти к священнику для помазания елеем и получения освященного хлеба.

После молитвы читается канон, повторяется каждение храма. После того, как будет пропета песнь Богородице: «Величит душа моя Господа…» хор приступает к пению канона, а после канона хвалительных псалмов – стихир на хвалитех. Затем наступает время великого славословия, в котором люди благодарят за дарование духовного света, то есть Христа Спасителя, просветляющего людей светом истины. После двух ектений – сугубой и просительной утреня ночного бдения заканчивается отпустом. После этого приступают к служению первого часа.

Первый час

Первый час включает в себя псалмы и молитвы, смысл которых умолить Господа Бога исправить дела рук наших. Финиширует службу первого часа победная песнь: «Взбранной Воеводе победительная…», после которой священник читает отпуст первого часа, и всенощное бдение подходит к концу.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram