Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
24.07.2022

Всем ли надо подавать милостыню?

Милосердие является одной из важнейших христианских добродетелей, а творить милостыню заповедал нам сам Господь: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:34-40). Но при этом святые отцы советуют иметь рассуждение в милостыне, то есть думать, пойдет ли она на пользу просящему, или же будет ему во вред. 

«Каждому просящему у тебя дай»?

Наверняка у каждого подающего хоть раз в жизни возникал вопрос: «А правильно ли я делаю? А так ли этот человек нуждается в помощи, или подаяние пойдет ему во вред?» Обычно такие мысли возникают, когда просящим является откровенный пьяница, которому в данный момент нужен не хлеб, а водка на опохмел, или же цыгане с одурманенными детьми, чистые и сытые инвалиды, нередко являющиеся винтиками в преступном механизме по сбору денег с доверчивых граждан. Стоит ли подавать таким людям, или же лучше перевести N-ую сумму денег в благотворительный фонд, отнести в ближайший детский дом?

Все эти вопросы не праздные и требуют ответов, чтобы потом отдавший не чувствовал себя пособником греха. Игумен Лука (Степанов) говорит, что: «Подаяние милости – не то же самое, что безрассудная расточительность. «Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века» (Пс. 111:9)». То есть самую высокую ценность имеет милостыня, сотворенная для убогих – далеких от земных утешений, перебивающихся с хлеба на воду и даже в такой ситуации уповающих на Бога. Другое дело, что таких нуждающихся сегодня еще нужно поискать, но это лишний раз подтверждает о необходимости рассуждения при подаче милостыни. В раннем христианском памятнике «Дидахе» сказано: «… (милостыня) да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать».

То есть не стоит спешить, нужно хорошо подумать, действительно ли человек нуждается, и в чем. Ведь милостыня не обязательно должна выражаться в денежном эквиваленте. Это может быть одежда, продукты, даже личное время, участие, доброе слово. Вот как говорил об этом святитель Василий Великий:

«Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». 

Благотворительность – хорошее дело, если делается она с умом, а главное – душой. Святитель Филарет Московский считал это самым главным и говорил о важности «сердечного участия в бедствующем».

Давать или не давать?

Если человек утверждается в решении давать всем, не думая о последствиях, или, напротив, не давать никому, это неправильно. Да, с одной стороны милостыней мы проявляем любовь к своему ближнему, лишая его необходимости идти на преступление ради денег, а если он обманывает нас, тратя деньги на что-то нехорошее, то это уже его грех, а не наш. С другой стороны, чем руководствуемся мы, принимая такое решение? Быть может, желая подавать всем, мы подаем милостыню лишь своему тщеславию? Об этом святитель Филарет Московский (Дроздов) сказал так:

«Если кто и удовлетворительную и обильную многим подал милостыню; но сделал сие с желанием иметь славу благотворителя; таковый подал милостыню своему тщеславию: не трудно рассудить, много ли должен ему Христос за то, что он сделал для себя, а не для Христа».

Если же человек решает не давать никому, чтобы не толкать просящего на грех, то ему стоит вспомнить, а всегда ли он употребляет на пользу то, что получено им от Бога? Протоиерей Сергий Правдолюбов говорит:

«Когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся – выполни евангельское слово».

Кому помогать в первую очередь?

Святые отцы советуют выстроить правильную иерархию ценностей и определить для себя, кому следует помогать в первую очередь, кому во вторую, а кому – в третью. В Евангелие сказано: 

«Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).

Когда человек регулярно ходит в храм, то вопрос, кому помогать, для него не стоит. В храме сестры регулярно собирают пожертвования для бедных и нуждающихся семей, многодетных или оставшихся без кормильца. Беженцы, больные, бездомные – все на них, потому как такие люди обычно в первую очередь идут за помощью в храм Божий, зная, что им там не откажут и помогут по силам. Кто относится к нуждающимся «второй очереди»? Об этом тоже сказано в Писании:

«Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8).

Но что подразумевается под словом «домашние»? Первое, что приходит на ум – это семья – муж и жена, дети, родители, но мы о них и так печемся, делаем для них все, что только в наших силах. Кого же еще мы можем отнести к «домашним»? Наших друзей, коллег, близких. Нередко бывает так, что предприниматели жертвуют благотворительным фондам, а собственным работникам платят гроши. На самом деле, если оглянуться вокруг себя, то можно найти немало тех, кто нуждается в помощи – старушка-соседка, для которой сходить в магазин целый подвиг, бездомный, роящийся в помойке у вас под окном, попавший в аварию или заболевший раком отец семейства, с которым вы шапочно знакомы.

У каждого человека свои границы ответственности, очерченные рукой Бога. У кого-то душа болит за голодных детей Африки, а кто-то проходит мимо чужого горя и не чувствует в сердце ответной жалости. Но ничто не мешает нам жертвовать в той мере, которая нам кажется самой лучшей, полезной и которую мы можем себе позволить, ведь у всех свой достаток и возможности. Но ведь не обеднеем же мы, если положим нищему в стаканчик возле храма копеечку, купим булку хлеба бездомному или пакет молока больной соседке? 

Самое главное – давая милостыню не укорять человека в его образе жизни, не читать нравоучения. Проявите к нему уважение, не прячьте взгляд, не будьте заносчивы и высокомерны. Когда-то во времена Советского Союза по телевизору часто показывали мультфильм, смысл которого звучит так: «Делай добро и бросай его в море, и оно к тебе обязательно вернется». Действительно, не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Сегодня помог ты, а завтра помогли тебе. Вот так работает этот принцип – принцип любви – всеобъемлющей, всепрощающей и многомилостивой.  

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.