01.07.2023

Вселенная бесконечна, Бог в ней обитает

Земной по своей природе человек мыслит земными мерками, но применять их по отношению к Богу, который неизмерим и присутствует везде, недопустимо. Многие представляют себе мироздание как бесконечную вселенную, в которой обитает Господь. Но Бог бесконечен. Он не ограничен ни временем, ни пространством. Вселенная является Его творением, то есть относится к материальному миру. 

Вселенная

С христианской точки зрения вселенная – это не просто среда обитания человека. Это все мироздание, весь материальный мир. Человек – это творение Божие и венец мироздания, которого Бог вселил в мир как его завершение и украшение. При этом этот мир включает в себя как все чувственно воспринимаемое, так и невидимое – духовное и ангельское. В Ветхом Завете говорится о создании Богом неба и земли, но под этим стоит понимать все творение, вест состав вещей, отдельный от Бога. В Новом Завете вселенную как совокупность творения называют греческим термином «космос».

По мнению епископа Филарета, это уже весь созданный Богом мир со всей совокупностью мировых явлений. С точки зрения современного научного естествознания вселенная – это весь материальный, вещественный мир, и эту точку зрения поддерживает православное богословие. По представлению святых отцов Церкви, человек вселен в мир материи, сопричастен всем физическим процессам мироздания, но при этом православное богословие настаивает, что все это – лишь часть вселенной, а есть и другая – невидимая и духовная. К ней человек сопричастен своей душой.

Бесконечность и беспредельность Бога

Бог не может обитать во вселенной хотя бы потому, что она конечна и является Его творением. Сам Бог бесконечен, неограничен, не имеет пределов и ни от кого и ни от чего по Своему бытию не зависит. Другими словами бесконечность Божию можно охарактеризовать как беспредельность и всесовершенство. Учение Церкви о сущностных Божеских свойствах основано на Божественном Откровении. В книгах Православной Догматики эти свойства делятся на две группы, но если не вдаваться в подробности, то все вместе они отражают Божественную бесконечность или безграничность.

Самобытность Бога выражается в абсолютной неограниченности по отношению к причине и условиям Своего бытия. Вечность не ограничена временными рамками. Неизмеримость и вездеприсутствие не ограничены условиями пространства. Господь не изменяется в Своих совершенствах, Он безграничен в Своих возможностях совершать осмысленные действия, Он имеет высочайшую премудрость и всеведение. Бог находится вне категорий времени и пространства, которые относятся к атрибутам тварного, материального мира. С точки зрения вневременности Бога бесконечность понимается как вечность. Отсюда можно сделать вывод, что Бог безначален и бесконечен.

Вот как говорит об этом святитель Григорий Палама: «Итак, таинство нашей веры состоит вот в чём: только Бог есть вечное Существо и Един пребывающий вечно, безначальный, неизменный, бесконечный, непреложный, бессоставный, несмешанный, неограниченный ничем. Каждое существо, тем не менее, есть субъект тления и перемены. Даже начало само по себе есть перемена, которая случается при возникновении существа из небытия. Бог же, следовательно, единственный безначальный…». 

Богу ничего не стоит создать хоть песчинку, хоть вселенную. По мнению святых отцов Церкви, ее величие и красота должны послужить тому, чтобы через них человек осознал все могущество их Автора – Бога. Все созданное имеет начало, так как Господь привел его из небытия в бытие, но Сам Создатель как был всегда – прежде мира, так и сегодня будет Тем же и вечно будет Тем же.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram