Вселенная бесконечна, Бог в ней обитает
Земной по своей природе человек мыслит земными мерками, но применять их по отношению к Богу, который неизмерим и присутствует везде, недопустимо. Многие представляют себе мироздание как бесконечную вселенную, в которой обитает Господь. Но Бог бесконечен. Он не ограничен ни временем, ни пространством. Вселенная является Его творением, то есть относится к материальному миру. С христианской точки зрения вселенная – это не просто среда обитания человека. Это все мироздание, весь материальный мир. Человек – это творение Божие и венец мироздания, которого Бог вселил в мир как его завершение и украшение. При этом этот мир включает в себя как все чувственно воспринимаемое, так и невидимое – духовное и ангельское. В Ветхом Завете говорится о создании Богом неба и земли, но под этим стоит понимать все творение, вест состав вещей, отдельный от Бога. В Новом Завете вселенную как совокупность творения называют греческим термином «космос». По мнению епископа Филарета, это уже весь созданный Богом мир со всей совокупностью мировых явлений. С точки зрения современного научного естествознания вселенная – это весь материальный, вещественный мир, и эту точку зрения поддерживает православное богословие. По представлению святых отцов Церкви, человек вселен в мир материи, сопричастен всем физическим процессам мироздания, но при этом православное богословие настаивает, что все это – лишь часть вселенной, а есть и другая – невидимая и духовная. К ней человек сопричастен своей душой. Бог не может обитать во вселенной хотя бы потому, что она конечна и является Его творением. Сам Бог бесконечен, неограничен, не имеет пределов и ни от кого и ни от чего по Своему бытию не зависит. Другими словами бесконечность Божию можно охарактеризовать как беспредельность и всесовершенство. Учение Церкви о сущностных Божеских свойствах основано на Божественном Откровении. В книгах Православной Догматики эти свойства делятся на две группы, но если не вдаваться в подробности, то все вместе они отражают Божественную бесконечность или безграничность. Самобытность Бога выражается в абсолютной неограниченности по отношению к причине и условиям Своего бытия. Вечность не ограничена временными рамками. Неизмеримость и вездеприсутствие не ограничены условиями пространства. Господь не изменяется в Своих совершенствах, Он безграничен в Своих возможностях совершать осмысленные действия, Он имеет высочайшую премудрость и всеведение. Бог находится вне категорий времени и пространства, которые относятся к атрибутам тварного, материального мира. С точки зрения вневременности Бога бесконечность понимается как вечность. Отсюда можно сделать вывод, что Бог безначален и бесконечен. Вот как говорит об этом святитель Григорий Палама: «Итак, таинство нашей веры состоит вот в чём: только Бог есть вечное Существо и Един пребывающий вечно, безначальный, неизменный, бесконечный, непреложный, бессоставный, несмешанный, неограниченный ничем. Каждое существо, тем не менее, есть субъект тления и перемены. Даже начало само по себе есть перемена, которая случается при возникновении существа из небытия. Бог же, следовательно, единственный безначальный…». Вселенная
Бесконечность и беспредельность Бога