В каких случаях возможно отлучение от Причастия?
Не секрет, что главным таинством Православной Церкви является Евхаристия, то есть Причащение Тела и Крови Христовых. Отлучение от Причастия – это самое страшное наказание для верующего христианина. В каких случаях его назначают? Епитимья – это церковное наказание, «прещение», которое священник налагает на согрешившего человека. Ее цель – понудить его исправиться, понять всю свою ограниченность, падшесть человеческой природы и предпринять шаги для духовного возрастания, укрепления в вере. Такая мера воздействия явилась следствием необходимости, возникшей в первых веках при массовом наводнении Православной Церкви язычниками. Святые отцы были вынуждены выработать определенные нормы и правила, которые способствовали бы исправлению пришедшего к вере человека. Тогда-то и появилась мера воздействия, заключающаяся в отлучении от Причастия. Ее применяли к совершающим тяжкие грехи, ведь тогда исповедоваться «в помыслах» было не принято, но и наказание было соответствующим – отлучение от таинства Евхаристии на 10, 15 и даже 20 лет. При этом надо понимать, что в те времена отлучение от Причастия было равносильно изгнанию. Человек не только отлучался от Церкви, но и оказывался как бы вне закона, вне общества со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потому и боялись верующие христиане этого наказания, как огня. При развитии института тайной исповеди дисциплинарные каноны претерпели немало изменений. Они значительно смягчились, а священники при наложении епитимьи стали руководствоваться не столько тяжестью греха, сколько духовным состоянием человека, если можно так выразиться «градусом» его веры. Действительно, еще не успевшие приобщиться к церковному общению люди, далекие от самого понятия «покаяние» могут не понять священника и не принять со смирением накладываемую на него епитимью в виде отлучения от Причастия на какой-то срок. При этом сама продолжительность такого перерыва в приобщении Христовых Тайн не имеет для него никакого значения. Если человек не понимает важности для себя таинства Евхаристии, то какой смысл в отлучении от него? То есть отлучили человека от Причастия, но его жизнь существенно не поменялась. Он прекрасно живет и чувствует себя и без Бога. Поэтому современные священнослужители практически никогда не отлучат от Причастия человека, в первый раз пришедшего на исповедь. Ведь они преследуют цель не просто «пожурить» кающегося как нашкодившего ребенка. Если бы все дело было только в формальном исполнении законов! Самое главное – это сподвигнуть человека к понятию своей греховности, чтобы он сам захотел познать себя, а уже потом принял решение исправиться и жить по заповедям Божьим. Но и таких редко отлучают от Причастия. Обычно дело ограничивается чтением молитв, Евангелия, соблюдением постов или выполнением поклонов. Наказание в виде отлучения от Причастия на небольшой срок накладывается только в случае совершения тяжкого греха, например, убийства, кражи, аборта. На долгий срок от участия в таинстве Евхаристии отлучают лишь по решению церковного суда за тяжелые проступки типа организации раскола. Однако каждому приходящему к вере человеку не лишним будет почитать соответствующую литературу о христианской жизни, заповедях христианской нравственности, чтобы потом, на исповеди, не говорить, что «никаких грехов у меня нет, я ж никого не убил, ничего не украл». Что такое епитимья?
А что же сегодня?