05.10.2020

Страсть. Чем она отличается от греха?

В церковной среде нередко можно услышать фразы: «это вас грех одолевает» или «это в вас страсти бушуют», «порочная насквозь натура» и пр. Непосвященному человеку, да и уже начавшему свой путь в храме порой непросто разобраться, когда в нем бушует страсть, а когда его одолевает грех, есть ли у него какие-то пороки, а самое главное – можно ли избавиться от всего этого, явно направленного против Бога и Его замысла? 

Что такое грех?

Грех – это осознанный поступок, действие, которое наносит вред как совершившему его, так и другим людям. К примеру, толкнули человека в очереди на кассу, а он разразился гневной тирадой, а потом еще пришел домой и злость на близких сорвал. Подрезал машину на трассе, высмеял за глаза коллегу, изменил жене, обманул партнера, утаив от него долю выручки и т. д. и т. п. Список можно продолжать до бесконечности, потому как «несть бо человека иже поживет и не согрешит». Далекие от церкви люди думают, что к грехам относят только самые серьезные проступки типа «не убий» и «не укради». Такие приходят на исповедь к батюшке на склоне лет и говорят, что грехов не имеют, а как начнет священник «копать» поглубже, то выясняется, что эта старушка уже много лет не общается с дочерью, несколько абортов за жизнь успела сделать и пр.

А еще, как это ни странно прозвучит, можно согрешить и несовершенным действием. Например, пройти мимо нищего, просящего милостыню, да еще и презрительно плюнуть в его сторону, проехать мимо аварии на дороге даже не поинтересовавшись, нужна ли помощь, отвернуться в метро от старушки, ищущей глазами свободное место. Кроме того, человек постоянно грешит в своем воображении и фантазиях. Казалось бы, ну и что такого? Ну подумал человек о чем-то неблагопристойном. Сделать же он ничего не сделал, все остается в рамках приличий и закона, но святые отцы предупреждают об опасности такого мнимого благополучия.

Заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями душа теряет способность совершать светлые и добрые дела. Как кора червем, источенная грехом внутренней нечистоплотности душа уже не властна над телом и к добру не способна. Вот почему так важно всегда контролировать свои мысли, а как только появляется какое-то искушение, сразу мысленно обращаться к Богу и каяться в грехе. В монастырях есть такая практика – откровения помыслов. Она заключается в том, чтобы каждый день рассказывать старцу или старице о своих греховных мыслях. Это помогает в созидании братства в обители, потому как на корню рубит грех еще в его зачатке. В храмах такой практики нет, но если дурной помысел становится все более навязчивым, тогда имеет смысл исповедать его у священника.

Что такое страсть?

В отличие от греха страсть – это не поступок, а устойчивое и чрезвычайно сильное влечение человеческой воли к тому или иному греху. Страсть полностью подчиняет себе мысли, чувства и желания человека. В святоотеческой аскетической литературе о страсти говорится как о «сильном и длительном желании, господствующей потребности, которая укоренилась в результате прежних опытов ее удовлетворения». Возможно, когда-то эта потребность была естественной, а потом уродливо расширилась, гипертрофировалась и деформировала эмоциональную, духовную, интеллектуальную составляющую человека. Страсть можно сравнить с жестоким тираном, который вселился в тело и мучает его, не зря сам термин «страсть» происходит от славянского глагола «страдать».

Примеров страстей можно привести огромное множество. Естественная потребность в еде может перерасти во чревоугодие, потребность в размножении – в блуд, потребность в деньгах как способе поддержания жизни – в сребролюбие. Появление у людей страстей – прямое следствие грехопадения Адама и Евы. Они отсекли себя от Божественной благодати, когда нарушили заповедь невкушения плодов с дерева добра и зла. Чем дальше человек отдаляется от Бога, тем тяжелее и разнообразнее его духовные болезни, потому как они тесно связаны между собой и одни нередко порождают другие. К примеру, сребролюбие порождает тщеславие, а гордыня – зависть. 

Стадии развития страсти

Святые отцы-аскеты выделяют несколько стадий развития страсти:

  1. Прилог или приражение. Это впечатление, представление, которое возникает в сознании человека. С такой закравшейся в голову мыслью человек в состоянии бороться и чем чище душа, тем проще это сделать. В порочной же душе прилог обретает благодатную почву. Когда он вызывает интерес, а после сочувствие, то превращается в помысел. Это и есть первая стадия страсти, этакий пробный камень для воли – примет-не примет. 

  2. Сочетание. На второй стадии помысел приобретает характер мечтания. Человек предвкушает возможное удовольствие от исполнения задуманного. Начинается так называемое «собеседование с помыслом», когда образ будущего удовольствия окрашивается в более яркие краски, а влечение к нему растет. На этой стадии у человека еще есть возможность отсечь сознание от греховной мысли, правда на это требуется твердая и решительная готовность сделать это. Если этого не происходит, наступает черед третьей стадии.

  3. Склонение к помыслу. Человек выражает внутреннее желание совершить то, о чем ему нашептывает помысел. По сути, человек уже совершил грех в своем намерении. Остается только воспроизвести его на практике. Чем сильнее вера человека, чем чаще он прислушивается к голосу совести, тем легче ему бороться с мысленными желаниями. Если греховная склонность еще не успела трансформироваться в дурной навык, проникнуть глубоко в природу души, то на этом развитие страсти останавливается. В противном случае наступит черед четвертой стадии.

  4. Пленение. Страстное влечение подчиняет себе волю, заставляя исполнить греховное желание. 

Роль темных сил в формировании страстей

Для каждого страстного человека его страсть – это идол и бог, которому он служит и которому поклоняется. Он надеется получить в этом служении радость и счастье, которых он лишился в результате грехопадения прародителей всех людей Адама и Евы. Изначально самой большой радостью для человека было общение с Создателем, но отпав от Бога, он лишился его. Теперь он безуспешно ищет этому замену. Мало кто знает, что пение, танцы, музыка, рисование – это тоже способы заменить утраченное блаженство богообщения, не говоря уже об азартных играх, наркотиках и алкоголе.

Но даже в таких, казалось бы, безвредных и даже красивых, приятных увлечениях таится большая опасность. Все дело в том, что на всех стадиях рождения и созревания страсти принимают непосредственное участие демоны. Именно они всевают в сознание прилоги, как приманку забрасывая грех в яркой конфетной обертке. Человек как рыба клюет приманку, так как пребывает в слепоте и не понимает, что происходит. Конечно, губит его не пение, а гордость и славолюбие, которые к этому занятию прилагаются. Мир знает немало примеров, когда великие и известные люди заканчивали жизнь в забвении, одинокие, покинутые, никому не нужные.

Их «съели» идолы, с помощью которых они надеялись стать счастливыми. С пьянством, наркоманией, алкоголизмом дело обстоит еще хуже. В пьяном или наркотическом угаре человек легко совершает убийства и иные тяжкие грехи. Ему ничего не стоит обворовать близкого человека, чтобы получить очередную дозу или купить бутылку спиртного. Сколько их в тюрьмах – насильников, бандитов, воров, угонщиков автомобилей, совершивших преступления под воздействием алкоголя или наркотиков. А как страдают их близкие – жены, матери, дети – это отдельная тема. 

Хуже всего то, что человек не понимает, что с ним происходит. Бесы умело скрывают от него ту пропасть, которая его ожидает. Напротив, плененному кажется, что он в любой момент может бросить свое пагубное пристрастие. И некоторые даже делают попытки сойти с опасной дороги, но не тут-то было. Попавших в дьявольские сети так просто не отпустят. Человек становится игрушкой в руках темных сил. Окончательно враг одолевает им в тот момент, когда внушает, что все безнадежно и выхода нет. Именно в этом состоянии некоторые пленники страстей решаются на самоубийство.

«Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27)

Но бесы и здесь обманывают человека. Пока он жив, ничего не кончено. Пока еще теплится в нем надежда, пока еще есть пусть самая слабая, плененная, искаженная греховной страстью воля, ничего не погибло. А разрушить демонские чары и освободиться можно только лишь молитвой и постом. Это самое главное орудие защиты против бесовской напасти. Усиленное взывание к Богу, подкрепленное воздержанной жизнью – физической и духовной может сотворить настоящее чудо, и здесь жизнь тоже знает немало примеров.

Даже упавшие на самое дно, опустившиеся люди поднимались, бросали свое греховное занятие и возвращались к жизни. Известны случаи, когда матери вымаливали пьющих сыновей и дочерей. Но, конечно, в первую очередь человек должен сам захотеть освободиться от своей страсти, принять решение, что больше он так жить не хочет. Покаявшись, попросив прощения у Бога, он может многократно повысить свои силы, укрепить решимость бороться с грехом

Преподобный Исаак Сирин говорил: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобой внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь». Когда человек ради спасения готов подвизаться даже до смерти, тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеляет. Помогай Господь!


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram