Соборность
Когда русский человек объявляет себя таковым где-нибудь на чужбине, то тем самым он провозглашает свое единство с народом в соборе национального менталитета. Для нашей культуры характерна национальная, научная, культурная, народная соборность и, конечно же, религиозная. Что она собой представляет и что обозначает? Собор является одним из главных понятий Древней Руси. Оно означало единение некого коллектива, основанного на общих принципах и интересах. При этом люди собираются в такой коллектив самые разные – богатые и бедные, образованные и нет, старые и молодые. Все их объединяет одно – общая идея, цель, интерес. Следуя такому принципу, собором можно назвать даже крестьянскую общину, ведь люди в ней объединены общим интересом земледелия, хотя правильнее говорить земледельческая община. Точно также и колхоз – община, но все крестьянство в целом – это уже собор, объединяющий людей на основе идеи жизнедеятельности. Мы привыкли соотносить соборность с понятием русской религиозной философии, которое в общем и целом означает духовное единение общества в церковной жизни. Здесь люди собираются уже не по принципу коллектив, деревня, город или друзья. Их объединяет идея высшего, принцип убеждений и веры. Самому русскому термину «соборность» в греческом тексте Символа веры соответствует «кафоличность», «вселенскость». Что это означает? Это означает, что Церковь является одним целым Богочеловеческим организмом, объединяющим в себе составные части в виде поместных Церквей и их канонических подразделений. «Вселенскость» – это значит не ограниченность географией или количеством. Как апостолы в Сионской горнице были членами одной и той же Церкви, так и мы сегодня, наполняя православные храмы по всему миру, тоже являемся ее членами. Конечно, сравнивать «соборность» в контексте крестьянской общины и религии нельзя, как и совмещать социальный и церковный аспекты, но этот пример показывает, что значила соборность для русского человека как тогда, так и сегодня. Ведь соборность характерна именно для православной, а не католической Церкви. Мы объединяемся в родство душ. Духовная соборность строится на вере, любви и братстве, свободе убеждений, тогда как в Католической Церкви это иерархия, где один подчиняется другому. Конечно, Православная Церковь тоже не лишена иерархии. Протоиерей Александр Шмеман писал, что «Церковь соборна и Церковь иерархична». Иерархия неотделима от соборности, но под иерархией понимается не подчинение, а полное взаимное признание личностей в их уникальных личных свойствах. Принцип иерархии исповедует идею послушания, основанную на личном отношении. Бог Сын был во всем послушен Отцу, но не подчинен Ему. У Бога Отца не было необходимости принуждать Сына к чему-то. Так и в понятии «соборность» отсутствует возвышение одного над другим. Не зря говорят о душе России – Соборная душа. Все мы русские люди объединены через эту Соборную душу России. Собора нет без духа истины, и именно здесь этот дух истины и проявляется как идея высшего духовного единства. Соборность является сущностным свойством Церкви, принципом ее существования. Не всегда конкретный собор может выразить соборную природу Церкви, но в первую очередь собор, в частности, собор архиереев призван выражать соборное мнение Церкви. Конечно, в истории Церкви было немало так называемых «разбойничьих» соборов, то есть лжесоборов, решения которых не были приняты во всей полноте Церкви. Но впереди законодательных механизмов Церкви всегда идут мистические механизмы. Неважно, сколько лжесоборов было, сколько священнослужителей на них присутствовало и скольким числом голосов принимались решения. Если они не были угодны Богу, то ни у кого и никогда не получилось бы «запротоколировать» голос неправды. Как не получилось осудить Иоанна Златоуста или насадить какую-либо ересь. Всегда найдется кто-то, кто будет выражать истинную волю Божью, как это было с Максимом Исповедником, который один выступал против всех. Его голосом и осуществилась соборность Церкви, а подтвердилась в рецепции, признании Церковью его правоты и осуждении монофелитства как ереси на VI Вселенском соборе. Да, по численности сторонники православного учения уступали приверженцам ереси, но мистически вместе с преподобным Максимом они выразили позицию всей Церкви. А суд, на котором осудили Максима Исповедника, церковный народ не принял. Как видно, соборность заключается не в простом принятии решения большинством голосов. Она заключается в конечном торжестве Истины, благодаря чему она никогда не сможет ни отпасть от веры, ни погрешить, ни впасть в заблуждение. Есть мнение, что раньше община непосредственно участвовала в соборности. У нее имелся предстоятель, который на соборе выражал мнение своей общины. Сегодня Церковь стремится к тому же, чтобы каждый архиерей представлял на архиерейском соборе свою епархию, свидетельствуя о настроениях и нуждах своих прихожан. Но, как и везде, в Церкви также действует пресловутый человеческий фактор. Не существует какого-то единого законодательного механизма, который раз и навсегда решит проблему отчужденности между клиром и мирянами, епископом и прихожанами. При любой административной системе будут те, кто станет избегать контакта с народом, как и те, кто станет стремиться к нему. Поэтому так важно сочетать эти два фактора – идущие в религиозной сфере реформы, и человеческий фактор, заключающийся в выборе священников, которые жалеют и заботятся о людях. Сегодня формой реализации соборности в Русской Церкви является Межсоборное присутствие. На нем обсуждаются различные вопросы и проблемы церковной жизни, а уже потом они принимаются или не принимаются церковной законодательной властью. Сначала составляются документы, затем они обсуждаются. Полученные отзывы подлежат обработке редакционной комиссией и президиумом, а уже потом их детально обсуждают на пленуме присутствия. При этом надо помнить, что принцип соборности сегодня осуществляют не только богословы и священство. Главное понятие Древней Руси
Соборность в православии
Принцип иерархии
Форма выражения мнения Церкви
Роль общины в осуществлении соборности
Новые формы соборности