Собор Киевских святых
Собор Всех Святых – это сонм святых, празднование которых отмечается единовременно по какому-либо поводу. Киевские Святые – это в большинстве своём подвижники, которые просияли и, хотя бы временно, проживали в Киеве и его окрестностях. Но есть исключения. В Соборе Святых есть несколько подвижников, которые в земной жизни никогда не бывали в Киеве, но давно почитаются как покровители города. Их мощи были привезены в Киев, благодаря чему установилась давняя традиция их почитания. Также есть ещё несколько подвижников, в чьём пребывании на Киевской земле были убеждены многие поколения верующих.
Празднование Собора Киевских Святых было установлено решением синода Украинской Православной Церкви от 10 февраля 2011 года. Этот день приурочен к празднованию дня Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира, крестителя Руси, – 28 июля по григорианскому календарю. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, подайте записки на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки».
Киевские Святые – кто они?
Когда говорят о Киевских Святых, речь в первую очередь идёт о двух мучениках-варягах, отце и сыне Феодоре и Иоанне, пострадавших за веру Христову за пять лет до Крещения Руси. Далее вспоминают о бабушке князя Владимира – равноапостольной княгине Ольге и самом князе Владимире. После них говорят о страстотерпцах Борисе и Глебе, сыновьях Владимира. Они погибли от рук убийцы Святополка, отказавшись с оружием в руках сопротивляться насилию и бороться за власть. Этот подвиг показал, что на Руси созрели первые плоды христианской веры. Имена этих исторических личностей, стоявших у истоков христианства в Киевской Руси более 1000 лет назад, традиционно возглавляют список Киевских Святых.
Основание Киево-Печерской Лавры – духовного христианского центра
После кончины Бориса и Глеба Русь делает ещё один важный шаг в установлении Христианства: на южной окраине Киева основывается пустынный пещерный монастырь, известный теперь всему миру как Киево-Печерская Лавра.
Основатель Лавры – Антоний Печерский. В молодые годы он побывал паломником в Палестине, а также некоторое время прожил на Афоне, где в те времена зарождалась Греческая Автономная монашеская республика. После очередной беседы со своим духовником и по его наставлению Антоний возвращается на родину и селится на окраине Киева в пещере, выкопанной незадолго до этого священником Илларионом, будущим митрополитом Киевским.
К монаху-пещернику приходили простые люди за благословением, которым он разъяснял в чём суть монашества. Многие были воодушевлены и оставались жить с ним в соседних природных пещерах-гротах. Со временем у Антония появились друзья, собеседники, ученики. Из последних сформировалась первичная монашеская община, созданная самими русичами. Лавра вскоре стала широко известной и превратилась в самый авторитетный монастырь на Руси. Уважение к пещерникам было огромным. Многие из них позже были причислены к лику Киевских Святых.
Церковная Службы Всем Святым
В 16 веке в Москве была составлена Служба Всем Святым Земли русской. Список имён начинался с Киевских Святых. Но в него вошли не только они. На протяжении последующих веков список неоднократно переписывался и дополнялся. Наибольшие изменения в нём произошли в конце 20 века – периоде активной канонизации.
В 17 веке в Киеве в кругу митрополита Петра Могилы также была составлена Служба, известная сегодня под двумя названиями. Более краткое – Канон Печерским Святым. Более длинное звучит так: «Правило молебное преподобным отцам нашим Печерским и всем Святым в Малой Руси просившим, певаемое когда и где кто изволит». Напечатана эта служба была в 1643 году. По её названию видно, что главные герои – печеряне, подвижники Лавры. Но и в них попали и некоторые святые древнерусского периода, проживавшие за пределами Киевской Руси.
В конце XVII – начале XVIII века в Киеве были составлены ещё две службы: в честь святых, почивающих мощами в ближних пещерах Лавры, и тех, что почивают в дальних пещерах.
За 30 лет, прошедших со дня празднования Тысячелетия Руси, состоялось много канонизаций. Обряд был совершён в первую очередь над новомучениками и исповедниками 20 века, многие из которых так или иначе связаны с Киевом. Также были канонизированы многие подвижники XVIII-IX веков, поскольку для их канонизации наиболее благоприятные условия сложились именно сейчас. Список не закрыт и продолжает пополняться.
Празднования
Соответственно двум службам были установлены и два празднования: Собор Ближних Святых (28 сентября) и Дальних Святых (28 августа).
В 1843 году было установлено ещё одно празднование – Собор Всех Святых Киево-Печерских – праздник, отмечаемый во второе воскресение Великого Поста.
К середине XVIII века сложился основой тип иконы печерских святых. На ней изображены многие святые подвижники, проживавшие в этом месте. К сожалению, всех угодников Божьих образ вместить не смог.
Заказать молебен ко всем святым можно с помощью службы «Елицы Записки».