27.05.2023

Синод

За время своего существования Русская Церковь прошла через разные виды устройства. В первые пять веков она была митрополией, затем представляла собой патриаршее устройство, а когда в 1721 году был учрежден Священный Синод, приобрела синодальное устройство. Сегодня высшими органами церковной власти и управления выступают Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод, который возглавляет Патриарх Московский и всея Руси. 

Организация и управление до конца XIX века

Не секрет, что изначально Русская Церковь находилась в составе Константинопольской митрополии. Восточный патриарх лично постановлял и посвящал митрополитов для Русской Церкви, осуществлял надзор за ней и взымал с нее дань. Во внутренние дела он не вмешивался, но это не делало Церковь полностью независимой. Такой статус она приобрела во второй половине XV века, когда восточные Патриархи вместе с Константинопольским Патриархом наделили собор русских епископов правом поставлять митрополитов Русской Церкви. Наделенный такой властью, он созывал соборы, председательствовал на них, приводил в исполнение постановления, руководил избранием и рукоположением новых епископов и др.

Но самое главное – он выражал сознание церковного общества перед государством, выполнял посредническую функцию между князьями, регулировал отношения между ними, а также учил народ. В то время не было постоянного собора, но в особых случаях созывались временные соборы с участием епископов и представителей духовенства. С учреждением на Руси патриаршества в 1589 году Русская Церковь не только фактически, но и юридически стала независимой от Константинопольской. Стали созываться соборы, причем двух видов – великие с участием епархиальных архиереев, настоятелей монастырей и представителей Русской Церкви, и соборы «из прилунившихся» епископов, то есть тех, кто были приглашены Патриархом лично или временно пребывали в Москве.

Устройство и происхождение Св. Правительствующего Синода

Петр Великий упразднил единоличное патриаршее управление, заменив его коллегиальным синодом. При этом государь руководствовался следующими причинами:

  1. Собор с участием многих членов быстрее найдет верное решение по сравнению с одним лицом.

  2. Определения и решения собора имеют больший авторитет по сравнению с решениями одного уполномоченного.

  3. Единоличная власть неизбежно приводит к проволочкам, волоките из-за повышенной занятости патриарха, его личных проблем. Ну а со смертью правителя дела и вовсе останавливаются.

  4. Вердикты собора более беспристрастны.

  5. Оказать влияние на нескольких человек труднее, чем повлиять на одно лицо.

  6. Чем больше состав уполномоченных, тем меньше риск мятежа и смуты.

  7. Синод наделен властью судить собственных членов, тогда как для суда над патриархом необходимо созвать восточных Патриархов, а это трудно и затратно.

  8. Синод – это, по сути, духовная школа, где каждый чему-то учится и приобретает опыт для лучшего управления Домом Божиим.

Конечно, Петр Великий подозревал, что его решение будет встречено с большой опаской и сомнением, поэтому он заранее договорился с Константинопольским Патриархом Иеремией III и попросил его признать Синод в качестве высшего органа церковного управления в России. Два года спустя Петр Великий получил грамоту, которая подтверждала право Священного Синода творить и совершать все то, что делают в своих Церквях апостольские Патриархи.

На 9 июля 1819 года в состав Священного Синода входило 7 архиереев, один из которых был «первенствующим членом», а все остальные – «присутствующими членами». На свою должность они назначались пожизненно именным Высочайшим Указом, составляемым митрополитами из старейших архиереев. Присутствующие члены присутствовали в Синоде временно, пока не получали повеление вернуться обратно в свои епархии. 11 мая 1722 года Петр Великий подписал указ, чтобы Сенат выбрал в Синод обер-прокурора. Этот обер-прокурор из числа офицеров должен был выполнять функцию «ока государева», то есть присутствовать на заседаниях, следить за тем, как они проводились и при необходимости останавливать неправильные решения и доносить о том государю.

Таким образом обер-прокурор был представителем государственной власти в Священном Синоде и посредником между ним и верховной властью. В ведении обер-прокурора находились канцелярия Священного Синода, хозяйственное управление, синодальные конторы, синодальные типографии, учебный комитет и др. Это была огромная организация, куда входили прокуроры синодальных контор, секретари, через которых главный обер-прокурор и следил за тем, как исполняются законные постановления духовного ведомства. Назначить или уволить обер-прокурора мог только Высочайший именной указ, то есть сам государь. По занимаемому в государственном управлении месту обер-прокурора можно было сравнить с министрами. 

Управление РПЦ в последующие годы

Церковное управление в синодальный период противоречило каноническим принципам. Специалисты и историки считают, что упразднив первосвятительский сан, заменив его безликим Синодом и убрав из Русской Церкви Поместные соборы, Петр Великий нарушил 34-ое Апостольское правило, которое гласит, что «епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения... Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех». Противоречит принципам церковного правления и сам факт подчинения светской власти.

Члены Синода того времени обязаны были давать присягу, которая считалась оскорбительной для архиерейской совести. Она включала в себя такие слова: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии быти самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшаго». Многие славянофилы и богословы считают, что время синодального правления имело отрицательные духовные последствия. В конце концов к 1917 году возникла острая необходимость в созыве Поместного Собора, который состоялся в 1917-1918 годах. В нем принимали участие 564 церковных деятели, среди которых были архиереи, пресвитеры, диаконы, монахи, миряне.

Столь массовое и обширное представительство явилось следствием долгого отсутствия Собора – он не собирался в течение двух веков, так что православный народ очень его ждал и стремился к возрождению соборности. На этом Поместном Соборе восстановили Патриаршество. Конечно, не обошлось без споров и разногласий. Сторонники синодальной системы полагали, что первый епископ, управляющий Русской Церковью, ущемит соборное начало в ее жизни, но в ходе всестороннего обсуждения этого вопроса было установлено, что так требуют каноны, так хочет православный народ и так велит время.

В итоге постановили наделить Поместный Собор высшей властью – законодательной, административной, судебной и контролирующей. При этом методом жребия из трех кандидатов был выбран Патриарх Московский и всея России Тихон, который возглавил церковное управление. Он стал первым между равных и вместе с органами церковного управления был подотчетен Собору. В период между соборами надлежало собираться Священному Синоду и Высшему церковному Совету. Однако, в 1924 году патриарх Тихон распустил эти учреждения.

Тремя годами позднее был учрежден Временный Патриарший Синод. Он выполнял функцию совещательного органа при первоиерархе, который на тот момент обладал всей полнотой высшей церковной власти. Когда в 1925 году святитель Тихон умер, его место занял митрополит Крутицкий Петр. После его ареста преемниками первосвятительской власти стали еще несколько иерархов-местоблюстителей. Следующего Патриарха Московского и всея Руси избрали в 1943 году на Архиерейском Соборе. Им стал митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). 

Последующие Поместные Соборы не внесли каких-либо серьезных изменений в структуру и принципы высшего управления Русской Церкви. Принцип соборности до сих пор является фундаментом жизни Церкви, а высшая власть принадлежит Поместному Собору, Архиерейскому Собору и Священному Синоду, возглавляемому Патриархом. Собор принимает решения касательно вероучения, суда и церковного управления. Его созывает Патриарх, когда в этом появляется необходимость. Участие в Соборе принимают как архиереи, так и клирики, монахи и миряне. Между Поместными Соборами собирается Архиерейский Собор и в этот период он осуществляет высшее церковное управление.

Этим Соборам подчиняются Святейший Патриарх и Священный Синод. Патриарх занимает первое место среди епископов и управляет Русской Церковью вместе со Священным Синодом. Отношения между ними регламентируются 34-м Правилом Святых Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. Работа высших органов церковного управления определяется в главах 2–4 Устава. 

Права и обязанности Священного Синода

Как уже было сказано, Священный Синод возглавляет Местоблюститель – Патриарх Московский и всея Руси. Синод управляет Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими Соборами. Синод несет ответственность перед Собором и отчитывается ему о своей деятельности. Председателем Священного Синода является Патриарх, а членами семь постоянных архиереев и пять временных. К постоянным членам относят: 

  • митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского;

  • митрополита Крутицкого и Коломенского;

  • митрополита Минского и Слуцкого;

  • Патриаршего экзарха всея Белоруссии;

  • митрополита Кишиневского и всея Молдовы;

  • Председателя Отдела внешних церковных связей, по совместительству управляющего делами Московской патриархии.

После отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата из этого списка выбыл митрополит Киевский и всея Украины. Что касается временных членов, то они вызываются по старшинству, по одному из каждой группы, на которые делятся существующие епархии. Вызываемый в Священный Синод епископ должен прослужить на своем месте, управляя епархией, как минимум 2 года. Кроме того, в Священном Синоде могут принимать участие епархиальные архиереи, те, кто руководит Синодальными учреждениями и читает лекции в Духовных академиях. Они же имеют право голосовать на совещании, если рассматриваются дела, касающиеся управления их епархий, учреждений и школ.

Председатель предоставляет повестку дня, на основании которой и работает Синод. Члены собираются на закрытое совещание и рассаживаются согласно принятому в РПЦ протоколу. Отказаться от участия в Священном Синоде нельзя. Это каноническая обязанность всех его членов. Однако, некоторые обстоятельства считаются уважительной причиной для отсутствия, например, тяжелая болезнь. Отсутствие на собрании некоторых членов не считаются причиной для отмены Синода. В исключительных случаях он собирается даже при наличии на заседании всего 2/3 членов. Обычно члены Синода заблаговременно узнают о повестке дня и едут на собрание подготовленными.

Они могут вносить свои предложения, поднимать различные вопросы, предварительно уведомляя о том Председателя. Последний осуществляет руководство заседанием, но если он по какой-то причине не может присутствовать на собрании, то его обязанности исполняет старейший по архиерейской хиротонии член Синода. Роль секретаря всегда исполняет управляющий делами Московской епархии. Он же подготавливает необходимые для Синода материалы и документы, составляет журнал заседаний и др. Решения на собрании принимаются в ходе голосования большим числом голосов. Если они делятся поровну, то решающий голос остается за Председателем. 

Воздержаться от участия в голосовании нельзя, но можно подать так называемое отдельное мнение, если участник не согласен с принятым решением. В этом отдельном мнении необходимо в письменной форме изложить все свои мысли пообсуждаемому поводу и подать его не позднее трех дней со дня заседания. Священный Синод обсуждает самые разные вопросы и даже Председатель не имеет права снимать их с обсуждения, запрещать или иным образом препятствовать их претворению в жизнь. Однако он может заявить протест, если видит, что данное решение не несет пользы и блага Церкви.

Протест также должен быть сделан в письменном виде и податься в срок до 7-ми дней. Когда он истечет, Священный Синод обязан вновь рассмотреть это дело. Если и в этом случае консенсус не будет найдет, а Патриарх останется несогласным с решением Священного Синода, то дело будет отдано на рассмотрение в Архиерейский Собор. Если времени ждать нет, и требуется что-то постановить незамедлительно, то Патриарх может действовать по своему усмотрению. Его решение в любом случае будет рассмотрено на чрезвычайном Архиерейском Соборе, где и будет вынесен окончательный вердикт.

Обязанности Священного Синода

Священный Синод обязан:

  • хранить и правильно толковать православную веру;

  • поддерживать единство с другими православными Церквями;

  • разрешать затруднения, связанные с толкованием канонических постановлений;

  • издавать дисциплинарные постановления, касающиеся церковных служителей;

  • регулировать богослужебные вопросы;

  • поддерживать связи как на территории Московского Патриархата, так и за его пределами;

  • поддерживать отношения между Церковью и государством;

  • вносить изменения и дополнения в Устав РПЦ и ее канонические подразделения;

  • утверждать постановления общецерковного суда;

  • обращаться с посланиями к чадам Русской Православной Церкви;

  • давать оценку событиям, происходящим в Церкви;

  • решать организационные вопросы внутренней и внешней деятельности Церкви;

  • устанавливать порядок владения, пользования и распоряжения зданиями и всем имуществом РПЦ, и др.

Права Священного Синода

Священный Синод имеет право назначать, избирать, перемещать архиереев и увольнять их. Он направляет выбранным членам приглашение на собрание в Синод, рассматривает их отчеты о состоянии епархий и выносит по ним постановления. Кроме того, Священный Синод имеет право назначать руководителей Синодальных учреждений, ректоров академий и семинарий, архиереев, клириков и мирян для несения ими послушания за границей. В его компетенции созывать комиссии и иные органы для попечения, решать важнейшие богословские проблемы, которые касаются внутренней и внешней жизни Церкви.

Священный Синод хранит текст Священного Писания, его переводы и издания, а также богослужебные книги. В его праве канонизировать святых, публиковать учебные пособия для Духовных учебных заведений, богословскую литературу и др. Созданные им комиссии и органы опекают монастыри и монашествующих, следят за состоянием дел церковного зодчества, иконописи, пения, прикладных искусств. Они же решают экономические проблемы. Священный Синод принимает типовые положения об епархиальных учреждениях, рассматривает сметы, одобряет план расходов, образует и упраздняет епархии, учреждает ставропигии. 

В его компетенции следить, чтобы органы церковной власти соответствовали в своей работе законным постановлениям, а еще он выносит заключение по спорным вопросам, которые возникают в связи с толкованием настоящего Устава. Священный Синод несет миссию катехизации и религиозного образования, он радеет о состоянии духовного просвещения, церковных памятников и древностей, находящихся в ведении РПЦ, о делах милосердия и благотворительности. Вся его деятельность направлена на то, чтобы хранить веру православную, а вместе с ней нормы христианской нравственности и благочестия.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram