С чего начать духовное чтение?
Не секрет, что свое знакомство с православным вероучением новоначальные начинают не только с Евангелия, но и книг духовного содержания, написанных великими подвижниками и святыми своего времени. Однако как понять, с чего следует начинать духовное чтение, каких авторов предпочесть и как читать эти книги правильно?
Правило 1: учитывать уровень своего духовного развития
Как не рекомендуется школьнику читать труды ученых по высшей математики, так и только пришедшему к вере не стоит сразу замахиваться на пособия по аскетике для монахов. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов:
«Должно избирать из них (книг) никак не возвышеннейшие, но наиболее близкие к нашему состоянию, излагающие делание, нам свойственное».
И в этом есть свое разумное зерно. Зачем семейному человеку читать труды монахов-пустынников? Кто-то скажет, что это полезно для духовного самосовершенствования, но насколько удастся реализовать в жизнь то, что излагает в своей книге автор? Вряд ли человек сможет воплотить написанное в жизнь, а ведь это основная цель и задача. Мы читаем святоотеческую литературу не для того, чтобы просто читать. Это ведь не художественная книга, которую мы берем в руки для развлечения, и чтобы убить время.
Святитель Феофан Затворник говорил:
«…Не читайте затем, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и попитать душу».
То есть духовные книги необходимо выбирать с учетом своего духовного развития, чтобы быть готовым воспринимать написанную там информацию и следовать ей в своем развитии, подвиге и труде.
Вот как говорил об этом преподобный Амвросий Оптинский:
«Книги эти дела требуют. Всеблагий Господь всем хотяй спастися и в разум истины прийти, да подаст нам всесильную Свою помощь книги духовного содержания не только читать, но по силе своей и исполнять, что в них говорится к пользе нашей душевной».
Поэтому не стоит читать все подряд, а подходить к выбору авторов с умом.
Правило 2: не читать много
Опять-таки, это к слову о том, как мы воспринимаем данную литературу. Берем ее в руки для развлечения или хотим что-то для себя постичь, уразуметь. Зачастую одной единственной фразы, «выхваченной» из Священного писания достаточно, чтобы целый день над ней размышлять, «разжевывать» для себя. Что толку, если мы сможем цитировать все Священное Писание, но ни на миллиметр не станем ближе душой к Богу? Поэтому читать необходимо понемногу. Кроме того, полезно читать толкования на Священное Писание, ведь зачастую многие моменты Книги книг для нас остаются непонятными.
Хорошо читать Библию вместе с Иоанном Златоустом, написавшим комментарии почти ко всем книгам Нового Завета и части книг Ветхого Завета. Очень хорошо толкует Евангелие от Марка святитель Василий Кинешемский.
Правило 3: читать с молитвой
Читать изложения и творения святых отцов Церкви можно только через молитвенное единение с Богом. Не возбраняется, а даже приветствуется обращаться к тому святому, произведения которого вы собрались читать. Наверняка он поможет и поддержит в таком благом начинании, просветит ум для лучшего восприятия истин, оставленных нам в наследие. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что чтение без духовного роста – бесовского богословие. В лучшем случае такое занятие останется без результата, а в худшем навредит душе.
Надо сказать, что в древности труды этого подвижника полагалось прочитывать за чтением часов в Великий пост. Это были уставные чтения, которые как тогда, так и сегодня считаются цветом аскетизма. Новоначального они даже могут напугать своей аскезой, поэтому подходить к знакомству с ними нужно со всей собранностью и твердостью, хотя некоторые священнослужители считают, что немножко попугать – это даже полезно.
Что душеполезного почитать?
Святые отцы считают, что начинать нужно с преподобного Аввы Дорофея. Несмотря на то, что он жил и подвизался в конце VI века, у автора легкий слог, он прост для понимания и способен ясно и незамысловато объяснить важнейшие и сложнейшие вещи. Знаменитый профессор Московской духовной академии Алексей Осипов советует читать труды Игнатия Брянчанинова, с которым он был знаком лично.
То есть это практически наш современник – близкий и понятный. Его наставления – это своеобразная инструкция, как не сойти с верной дороги, не обольститься, не впасть в искушение, погубив тем самым свою душу. Познакомьтесь сначала с «Аскетическими опытами» святителя, а уже потом переходите к другим творениям этого автора. Не обойдите своим вниманием «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника, начните знакомиться с «Лествицей» Иоанна Лествичника и обязательно читайте «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского. Помогай Господь!