Рождество Богородицы. Почему для своего воплощения Бог выбрал Её?
Сегодня мы предлагаем Вам вместе с нами поразмышлять об этом и сотворить молитву к Пречистой в день Её появления на свет! В ответ на искреннюю молитву Богородица не оставит помощью ни Вас, ни Ваших близких!
Пророчества и прообразы
Бог бесконечно милостив к своим творениям! Уже сразу после грехопадения первых людей, вместе с объяснением ужасных последствий их порочного выбора, Бог дал Адаму и Еве надежду на будущее искупление, сказав змею-искусителю:
«и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову…» (Быт.3:15)
Уже здесь содержится обетование о будущем Спасителе, который «сотрёт главу змия».
Ветхий Завет полон скрытых аллегорических указаний на рождение Божией Матери, которые мы называем прообразами. Это и лестница, соединяющая Землю и Небо, которую во сне увидел праотец Иаков. Это разошедшееся и потом сошедшееся вновь без видимых последствий Красное море, через которое прошёл избранный Богом народ израильский. И горящий, но не сгорающий куст Моисея – «неопалимая купина» и Ковчег Завета.
Первый из прообразов говорит о смысле миссии Богородицы, второй – о Её нерушимом девстве, третий – о божественности Богомладенца, четвёртый – о беременности и родительстве Пречистой Девы. В книгах Ветхого Завета содержится и множество других прообразов Богородицы. Для тех же, кто не обладал духовным зрением и плохо понимал прообразы, Господь оставил в Священном Писании и прямые пророчества о рождении Мессии и его Матери.
Например, пророк Исаия, которого нередко именуют «ветхозаветным евангелистом» писал о Богоматери столь прозрачно, что в его пророчестве невозможно не узнать Деву Марию: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Он же указывает на происхождение Пречистой из рода царя Давида и его отца Иессея: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень».
Радость для всей Вселенной
Мучаясь от болезней, усталости, удобопреклонности ко грехам и смерти, не имея возможности вновь войти в Царствие Небесное, человечество мучительно ожидало пришествия Христова. Но для воплощения Бога на Земле прежде надлежало появиться на свет Лучшей из людей. Самой чистой и святой в мире Женщине. Поэтому все сведущие в божественном откровении люди напряжённо ожидали Рождества Богородицы.
Не только Исаия в своих книгах подтверждал обетование Божие и писал о грядущем рождении Девы Марии. Царь и пророк Давид, пророки Даниил, Софония, Иезекииль, Осия, Аввакум и другие также указывали на это. Можно сказать, что именно с появления на свет Пречистой Девы началось искупление человечества. Это хорошо понимает и святая Церковь, отсчитывающая каждый новый годовой круг Двунадесятых праздников именно от дня Рождества Богородицы.
Родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна, долгое время не имели детей, но неотступно надеялись на Господа. Когда Ангел явился святой Анне в саду её дома в Назарете, он также сообщил ей о великом призвании её дочери: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой». Сердцем поняв это, праведные супруги назвали дочь «Марией», что в означает «надежда, госпожа».
Сама Пресвятая Дева, исполнившись благодати Духа Святого после благовестия от архангела Гавриила, так пророчествовала о себе: «Величит душа Моя Господа, И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; …Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, Как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».
Почему Бог избрал именно Деву Марию?
Праведные Иоаким и Анна дали обет о том, что если Бог одарит их ребёнком, они посвятят его Богу. До трёх лет святые Иоаким и Анна утешались общением со своей благословенной дочерью, а потом, согласно данному Богу обету, привели её в Иерусалимский храм и отдали на обучение первосвященнику. В раннем детстве Пречистая напитывалась благочестием своих родителей, которые ежедневно с любовью молились Богу и искренне любили друг друга и всех окружающих.
На духовное развитие Девы Марии не могли не повлиять примеры благочестия её бабки Марии и других благочестивых предков, среди которых был царь и пророк Давид. После попадания в школу при Иерусалимском храме Пречистая была введена во Святая Святых и сподобилась обильной благодати Божией. При храме она обучалась с другими благочестивыми девами, общалась со священниками и праведниками еврейского народа.
Пресвятая Дева ни минуты не проводила в праздности. Ежедневно она занималась рукоделием, молилась, читала Священное Писание и слушала толкователей Ветхого Завета. Богородица не только сохранила физическое девство, но даже в помыслах была исключительно нравственно чиста. Она обладала совершенным смирением. Пречистая полностью доверяла свою судьбу Богу и возлагала на Него надежду во всех своих житейских обстоятельствах.
Именно глубочайшее смирение позволило Божией Матери «стереть главу змия». Дьявола, павшего с Небес из-за гордости. Услышав благовестие архангела Гавриила, Пречистая не возгордилась, но со смирением приняла обетование. И сегодня, как Матерь Божия по человечеству, Она имеет особое дерзновение ходатайствовать перед Сыном за каждого из нас. Царица Небесная по-матерински близко принимает к сердцу наши просьбы и чаяния! И сегодня Вы можете попросить Её о самом сокровенном для Вас и Ваших близких!