27.12.2021

Пути и ошибки новоначальных

На пути к Богу новоначальный переживает много разных этапов, взлетов и падений. Это только со стороны кажется, что вот жил обычный человек – такой же грешник, как и все, но в одночасье стал верующим, изменился. На самом деле это происходит не в одночасье. Человек проделывает огромную работу, большой труд, неизбежно сталкиваясь на этом пути с различными ошибками. Какими?

5 этапов – периодов человеческого служения Богу

Святые отцы выделяют 5 этапов – периодов, которые претерпевает человеческое служение Богу:

  1. Новоначальное воодушевление.

  2. Промежуточный – от оглашения к воцерковлению. В этот период человек обретает самостоятельный трудовой навык хождения во Христе, в правилах Церкви.

  3. Воцерковление или личный труд навстречу благодати.

  4. Истинное христианство, когда человек берет свою душу в свою власть, подчиняет ее послушанию истины, приучает «предавать себя в благотворение» (1Петр. 4:19).

  5. Период благодатных или совершенных добродетелей или совершенства. 

Конечно, не все уверовавшие в Бога христиане достигают 5-ой ступени своего духовного развития. Некоторые так и застревают на каком-то из этапов, а все из-за ошибок, осознать которые и устранить получается не у всех. 

Новоначальное воодушевление

Наверняка каждый верующий хорошо помнит этот момент – момент, когда он почувствовал необходимость в Боге, жажду Бога, радость от познания Его. Душа в этот момент поет и радуется, мир предстает в ином свете, все кажется таким светлым, добрым, необычным, не таким, как всегда. Человек уверен, что в таком состоянии он будет пребывать всегда, что благодать Божья, которую он почувствовал на себе, его не оставит. Он с удовольствием ходит в храм на литургию, впервые пробует поститься, на трясущихся ногах подходит к священнику на исповедь, толком не зная, что и как говорить, но чувствуя потребность очистить свою душу, выговориться.

Появляется жажда к соответствующим беседам, разговорам, чтению книг духовного содержания. На этом этапе сознание человека полностью переворачивается. Многие из прошлых вещей, которые он представлял одном образом, видятся по-иному. Человек всем сердцем желает общения с Богом и стремится восполнить дефицит благодати в своей жизни. Нередко приход к вере сопровождается каким-то только одному человеку понятным чудом. Святые отцы говорят, что так Господь укрепляет новоначального, дает ему понять, что Он с ним, что Он есть. Так действует на человека благословение Божие и Божья благодать. Она касается сердца человека, пробуждает в его душе поиск истины, желание и всякую ревность. 

Самая главная ошибка новоначальных в этом периоде – соблюдение буквы Закона, свода правил. Человек больше внимания уделяет обрядовой стороне церковной жизни. Он рьяно следит за правильностью соблюдения обрядов, как то: передача свечей через правое плечо, моментов в богослужении, когда нужно перекреститься, преклонить колена и пр. Он с осуждением смотрит на женщин, пришедших в храм на высоких каблуках или в неприлично короткой юбке. Все в нем восстает против любой формы греха и стремится к тому, что все было сделано по правилам, как говорят «чин по чину». 

Период охлаждения, оскудения веры

К сожалению, Господь дарует Свою благодать на короткое время. Через несколько лет начинается самый трудный период в жизни христианина и неважно, кто он – мирянин, священник или монах. Человек остывает к богослужению. Более того, он ощущает бессмысленность «вычитывания» молитвенных правил, ему становится жаль потерянного времени на Литургии, которое можно было бы потратить на выполнении бытовых дел. Силы покидают его, желание ослабевает. Пост становится непосильным и приводит в сильнейшее раздражение, уныние. 

Человек не понимает, что с ним происходит. Его состояние вызывает в нем сильнейшую озабоченность, но сделать с собой что-то он не может. Ревностный христианин вдруг осознает всю свою несостоятельность православному вероучению. Он как одежки одну за одной снимает с себя ранее примерянные добродетели, которые изначально казались ему впору, а теперь «жмут», как тесное белье. Осознавая всю горечь поражения перед своей падшей и греховной натурой, он все еще пытается как-то барахтаться, сопротивляться, силится и дальше исполнять хоть какую-то часть из того, что делал прежде, но у него ничего не выходит. 

Конечно, это приводит его в огромное уныние и круг замыкается, ведь он как верующий человек прекрасно знает, что это тоже грех. По мнению святителя Феофана Затворника и аввы Дорофея, это все должно быть. Божья благодать не может действовать постоянно. Укрепив человека на его пути, Господь попущает ему дальше идти своими ногами. Как маленький ребенок, которого мать носила младенцем на руках, в определенный момент встает на свои ноги и делает первые шаги, все время падая и снова поднимаясь. Наступает встреча с самим собой – падшим, греховным, страстным. Действие призывающей Божьей благодати ослабляется, но она все равно продолжает влиять на человека, пусть уже и в меньшей степени.

Самая главная ошибка в этот период – думать, что Господь нас оставил. Нет, Он всегда с нами, но чтобы двигаться по этому пути дальше, нам необходимо собственное терпение и мужество. Поэтому и сказано в Священном Писании: «Терпением вашем спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Обретение мужества, чтобы победить свой нрав и обрести нрав Христов, нам понадобится на протяжении всей духовной жизни. Чем больше мы будем усваиваться в добродетелях, тем больше мужества нам понадобится, чтобы сохраниться в них. Когда нам кажется, что Божья благодать нас оставила, то мы должны знать, что это ослабление происходит ради нашего возмужания. 

На этом пути нас укрепляют встречающиеся люди. Конечно, люди верующие, которые каким-то одним делом могу вновь разжечь в нас костер веры. Быть может случайно услышанное слово, прочитанная в книге фраза снова откроет всю прелесть единения с Богом, и нам снова хорошо и легко, спокойно на душе. 

Своенравие воцерковляющихся и тирания ближних

К сожалению, оставаясь в своем нраве, человек становится большим бременем, если можно так выразиться, «проблемой» для ближних. Верующему кажется, что он приводит их к истине, научает, открывает двери во спасение, а на деле он их буквально давит «своим» православием, истязает. Отсюда непонимание в семья, разводы и искалеченные души детей, которые вместо приобщения к Церкви получают сильнейшую прививку от нее. Вместо того, чтобы нести свет и любовь, покрывать грехи своих ближних прощением, такой «воцерковленный» человек превращает жизнь домашних в настоящий ад на земле.

Да, так часто бывает, что относительно себя человек уверен, что он уже спасен, он святой, ну, или по крайней мере на пути к этой святости, а вот ближние…Он бросает на них всю свою ревность, воспитывая, поучая, а когда ближние указывают ему на его неправду, неискренность, грехи и страсти, обижается, уязвляется в своем самолюбии, а итог всего этого очень печальный. Особенно сильно от воцерковляющихся родителей страдают дети. Сами не имея в детстве никаких понятий о Боге и жизни во Христе, взрослые почему-то уверены, что точно знают, какой должна быть эта жизнь у собственных детей. 

Но вместо спокойного, уравновешенного и воспитанного ребенка общество, община, школа получают разболтанного, разбросанного, внутренне рассыпанного малыша, потерявшего доверие и почитание к взрослым, а самое главное – к Богу. В подростковом возрасте такие дети навсегда уходят из храма, чтобы уже больше никогда в него не вернуться. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов много говорит об этом. К нему часто обращаются родители, которые не знают, что делать с отпавшими от веры детьми. Он постоянно подчеркивает, что «от осинки не родятся апельсинки». Не бывает плохих детей у хороших родителей. Необходимо начать с себя, подумать, что вы сами делаете неправильно, а уже потом требовать чего-то от ребенка

Воцерковление

Как уже было сказано, на Пути к Богу человеку придется двигаться самому, самому желать содействия благодати, учиться быть в ней, покоряя новую высоту. Мало слышать о заповедях Божьих. Человек может быть духовно начитанным, знать Евангелие, но знать – не значит выполнять. Большое значение в жизни церковного человека имеет живой образ – встреча с живыми людьми, исполняющими ту или иную добродетель. Большую пользу может принести разнообразие внешних впечатлений, новизна от святых мест, от взгляда на мир верующих людей в этих местах. 

Очень важно на деле увидеть и понять, в чем заключается реальное проявление нрава Христова, а в поездках, общении Господь открывает эту истину, подает знаки через других людей. Господь приводит нас к Себе через праведников, тех, кто верен Ему, кто стремится Ему угодить. Видя, как другие исполняют заповедь «возлюби ближнего своего», мы и сами идем помогать, утешать, делиться, потому что так хочет Господь. Какова самая главная ошибка на пути новоначальных к своему воцерковлению? Самая главная ошибка – осуждение людей. Именно она мешает встрече с благодатными, добродетельными людьми. Ведь чтобы эту добродетель разглядеть, нужно избавиться от осуждения. Осуждая, человек видит в другом только грехи и страсти. Они сразу бросаются ему в глаза.

Что толку в этом постящемся и молящемся человеке, скажет такой новоначальный, если он курит? Или употребляет спиртное? Или ругается матом? Здесь в нас берет верх наша гордыня, надменность, а причина одна – так мы убеждаемся, что «лучше, чем другие». Так мы утешаем себя, что «мы то еще ничего», и нам снова хорошо, и нам снова спокойно. Но при внимании к погрешностям другого невозможно встретиться с добродетелью ближнего. Поэтому недаром святые отцы говорят, что только одной добродетелью – неосуждением можно спастись. Можно ничего другого не делать. Достаточно просто не осуждать. 

Путь к Богу и к себе, которому нет конца

Как часто многие новоначальные думают, что воцерковиться – это значит войти в молитвенное пребывание в Церкви, войти в общение с Богом. Дескать, вот святые подвижники, являющиеся для нас примером, уходили из мирской жизни в пустыни, леса, чтобы там, вдали от цивилизации, где им никто не мог бы помешать, достигали святости, духовно возрастая. Но при этом мы как-то забываем, что этих людей благословили на отшельничество только после обретения в числе Церкви, пребывания в общежительном монастыре, обретения единодушия с церковными людьми.

Как часто мы оправдываем себя, что «не мы плохие – жизнь такая». И вообще, мы хорошие, вот только окружающие постоянно выводят нас из себя, раздражают, обижают. Но ведь вера в Господа не отделима от веры в людей. Господь создал нас по Своему образу и подобию. В каждом живет Его частичка, а значит наше воцерковление и спасение невозможно без вхождения в единодушие с людьми. Мы искушаем друг друга и благодаря преодолению этого искушения спасаемся. Мы раздражаем друг друга, обижаем, гоним, но прощая друг друга, смиряясь, спасаемся. Как сказал один священник: «Тот, кто никогда не претерпевал дурного слова от бабки-свечкодуйки в храме спасаться и не начинал». 

В книге книг Евангелие сказано, что перед Вторым Пришествием Христа начнутся войны, эпидемии, голодомор, что мы сегодня все и видим. А самое главный признак – оскудение любви. Как только на земле не останется ни одного любящего, прощающего, творящего милостыню человека, Господь уничтожит землю и начнет вершить Свой Суд. Хотим ли мы, чтобы он наступил уже завтра? А через месяц, год? А чтобы его застали наши дети? Не хотим? Так давайте же любить. Давайте бороться с грехами и стяжать добродетели. Только добродетель обладает могущественным действием благодатного преображения. Сила добродетели способна преобразовать человека в мир, радость, любовь, чистоту, простоту, искренность. В этом и есть спасение. Помогай Господь!


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram