23.11.2022

Причины греха

Что такое грех? Грех – это беззаконие, это «действие против воли Божией», – как говорит святитель Иоанн Златоуст. А каковы причины греха

Противление Божьей воле

Все мы носим на себе печать первородного греха – наклонности ко злу, унаследованной от прародителей. Первые люди Адам и Ева злоупотребили дарованной им свободой, то есть это был их личный выбор. Поэтому неправильно считать, будто грех – это следствие нашего несовершенства, каких-то внутренних качеств и недостатков. Начало греха таится не в природе человека, а его душевном расположении. Уклоняясь от Бога и Его святого закона в угоду себе, человек обычно бывает подстрекаем своей плотью, миром или дьяволом.

Похоть плоти и похоть очей

Как говорил апостол Иаков: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак.1:14). В святоотеческом учении грех рассматривается с позиции живущих в человеке страстей. Страсть – это болезнь души, ее неполноценность, изъян, а базой для нее являются собственные впечатления, восприятия, вожделения и чувства. Все это естественные способности и силы души, призванные для поддержания жизни, которые в нормальном состоянии пребывают под контролем сознания.

При неправильном устроении ума, когда человек смотрит на мир и воспринимает его порочно, то его впечатления и желания трансформируются в чувственные наслаждения и вожделения. Сознание впадает в заблуждение, определяя чувства, волю и выступая причиной греха. Не последнюю роль в этом деле играет эмоциональное состояние человека. К примеру, находясь в сильном возбуждении, человек уже не может оценить ситуацию с нравственной точки зрения и контролировать свои действия. Святой Исаак Сирин называет это «греховной сладостью в сердце», которая пронизывает все естество человека и делает его своим пленником. 

Соблазны мира

Вторая главная причина греха – соблазны греховного мира, общение с людьми грешными и развращенными. Святой Исаак Сирин объясняет это так: когда человек смотрит на предметы внешнего мира, то его тело воспламеняется огнем вожделения. Ум, который выступает сдерживающим, регулирующим и контролирующим органом души и вожделения плоти, с большой охотой замирает в этом состоянии, то есть вовлекается в игру страстей, становится непотребным и невоздержанным. 

Враг рода человеческого

Люди приобрели склонность ко злу после совершения греха своими прародителями, но подтолкнул их к этому дьявол, который остается одной из главных причин всякого греха. Сатана омрачает душу, опьяняет ее, так что она сначала впадает в грех в себе, а потом и вовне. Вот почему апостолы всегда призывали своих последователей быть на страже, потому как «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою» (1Пет.5:8–9). То есть наша воля и здесь остается свободной. Да, враг рода человеческого соблазняет нас к греху, побуждает сосредотачивать свое внимание на вожделениях и земных удовольствиях, но в наших силах сопротивляться этому наваждению.

Как говорил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Никто не может быть прельщен диаволом, кроме того, кто сам пожелает отдать ему согласие своей воли». Помним, что дьявол может только предложить, но выбор делаем мы сами. Все-таки источник и корень греха необходимо искать в человеческом самоопределении. Вот как об этом говорит преподобный Марк Пустынник: «Необходимо понимать, что нас заставляет делать грех причина, лежащая в нас самих. Следовательно, от нас самих зависит, слушать ли нам веления нашего духа и познавать их, идти ли нам путем плоти или путем духа... ибо в нашей воле делать что-либо или не делать».

От мира и плоти исходит большая часть соблазнов, которые испытывают люди. К сожалению, мы не может абстрагироваться от окружающей действительности, от духовно падшего мира, но именно в такой среде появляется повод к соблазнам и зарождается причина греха.

Другие причины

Неправильное воспитание детей – еще одна причина греха. Хотим мы того, или нет, но за каждым из нас стоят наши прародители, которые передали нам не только свою генетическую информацию, но свои пороки, таланты, грехи и способности. Протоиерей Владимир Головин подчеркивает, что мы не страдаем за грехи родителей, скорее получаем от них жизненные наклонности, а еще травмы и повреждения души как последствия их грехов. Чем большее небрежение родителей к Богу, чем большее их отдаление от Источника Жизни будет происходить в каждом последующем поколении, тем сильнее будут страдать дети.

Еще сильнее осложняют ситуацию дурные наклонности и привычки. Мы знаем немало примеров, как дети пьяниц сами становились алкоголиками, а дети наркоманов – наркоманами. В семье, где родители не считают нужным хранить верность друг другу, дети также вырастут прелюбодеями. Ибо привычка тянет их, как веревка, ко греху, и они стремятся к нему как голодный к пище, а жаждущий – к воде. 

Но и здесь у человека есть шанс на спасение. Как бы низко и глубоко он не пал, его свободную волю у него никто не отнимет, и здесь опять жизнь преподносит нам немало примеров, когда выросшие в неблагополучных семьях дети добивались успеха в жизни, становились добропорядочными, добрыми и хорошими людьми. Нет рока, судьбы, безысходности. Есть только желание быть с Богом и в Боге.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram