Преподобный Иоанн Дамаскин
Один из самых любимых и почитаемых в России святых – Иоанн Дамаскин. Он известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения. Его руке принадлежат фундаментальные труды «Источник знания», толкования на послания апостола Павла, каноны, молитвы и особые песнопения. Это один из наиболее трезвых и ортодоксальных выразителей Священного Предания Церкви. Ему мир обязан появлению Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, состоящих из 8 гласов. Молитву Иоанну Дамаскину возносят при тяжелых недугах – увечьях конечностей, а еще он помогает в укреплении веры и духовности. Если и вам нужна молитвенная помощь, подайте записку о своих нуждах через службу «Елицы записки». Святитель Иоанн Дамаскин родился в Сирии в городе Дамаске примерно в 680 году. В день рождения ему было дано имя Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Его предки имели отношение к высшей знати: дед руководил налоговой службой Дамаска, а отец служил при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана. Ребенка воспитывали в христианской вере, чему немало способствовало общение с иноком из Калабрии Косьмой. Отец выкупил его из плена и поставил учителем над двумя детьми – родным и приемным сыном, тоже Косьмой (будущим святым Косьмой Маюмским). Инок был очень хорошим преподавателем. Оказалось, что он владеет обширными знаниями в самых разных областях – философии, богословии, риторике, астрономии, физике, музыке. Будущий известный Дамасский церковный писатель как губка впитывал в себя все, что ему говорили. Оставленные им в наследство богословские и песнопевческие произведения – яркое тому подтверждение. Получив надлежащее образование, Иоанн Дамаскин занимает должность во властных структурах, соответствующую положению его отца и деда. Он служил у самого калифа, который впоследствии сделал его первым министром и градоначальником Дамасска. В 726 году в Византийской империи наступает иконоборческая пора. Правивший в те годы император Лев Исаврянин решил обратить совершающих опустошающие набеги на его земли арабов в христианство, но для этого нужно было преодолеть одну проблему – иконопочитание. Мусульмане отвергают это в принципе, поэтому правитель и решил издать указ, запрещающий почитать святые иконы. Против этого решения императора восстало все существо святого Иоанна Дамаскина. Он не смог остаться в стороне и направил всю мощь своего писательского таланта на сопротивление иконоборчеству. Он составляет «Слова» и «Послания», которые в Константинополе передавали из рук в руки или попросту пересказывали. Эти призывы и увещевания укрепляли людей в вере, помогали им в поиске настоящей истины. Такая деятельность раздражала власть имущих, да и самого императора. Действовать решили просто: подорвали репутацию святого, оболгали и обвинили его в заговоре и измене. Писарь подделал почерк святого и написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. По другой версии Иоанну Дамаскину вменяли в вину предложение свергнуть калифа. Как бы то ни было, в ситуации никто не разобрался. Письмо подействовало на императора как красная тряпка на быка – он приказал схватить Иоанна Дамаскина, судить и подвергнуть суровому наказанию – отсечению руки. Приговор был приведен в исполнение. Посрамленный и изувеченный святой горячо молился в темнице Пресвятой Богородице, приложив свою отрубленную кисть к суставу. Он просил Богородицу исцелить руку, писавшую в защиту православия. Наутро он обнаружил себя чудесным образом исцеленным – конечность приросла к предплечью. В память об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. С ним и связано возникновение одного из самых почитаемых образов Богородицы «Троеручница». В благодарность о чудесном исцелении святой Иоанн Дамаскин пишет свое песнопение: «О тебе радуется…» Впоследствии святителя восстановили в правах, предложили новое место при дворе, но он отказался. Поняв, насколько зыбка мирская слава, Иоанн Дамаскин раздает все свое имущество нищим, освобождает рабов и вступает в ряды монашеского братства. Он подвизался в одном из палестинских монастырей, предположительно в лавре Саввы Освященного. Его нарекают Иоанном, и с этого момента начинается его новый путь во славу Божия. Наставником святого становится суровый подвижник, главным требованием которого к ученику был отказ от писательства. Подопечный выполняет это условие, но поддавшись на уговоры одного инока, потерявшего родственника, соглашается составить по этому поводу надгробные стихи. Недовольство учителя было велико. Иоанн молит о прощении, за него просит и монастырская братия, и в результате старец сменяет гнев на милость с тем условием, что подопечный собственноручно очистит обитель от нечистот. За Иоанна Дамаскина вступилась сама Божия Матерь. Она явилась суровому старцу во сне и повелела благословить подопечного на писательство. С того момента он без утайки и с благословением Божьим продолжает свое литературное творчество во славу Православия. К наиболее знаменитым фундаментальным произведениям этого автора относятся: 1. «Точное изложение православной веры». 2. «Философские главы». 3. «О ста ересях вкратце». 4. «Слова», посвященные важнейшим христианским праздникам.Житие святого
Монашеский подвиг