Преподобный Андрей Осляби
В тяжелое для России время, когда бесконечные междоусобный войны подрывали основы государства, страна пребывала под татаро-монгольским игом, поработившим к тому времени почти всю Азию и часть Европы. В 1380 году, собрав огромное войско, Мамай пошел на русскою землю, но получил отпор великого князя Дмитрия Донского, боевой дух которого и всех русских воинов поднимал воин-монах Андрея Ослябя вместе со своим названным братом Александром Пересветом. Сегодня он считается небесным покровителем Российской армии. Ему молятся защитники отечества о даровании мужества перед опасностью, укреплении боевого духа и наделении силой, отвагой в одолении врагов отчизны. Подать записку о здравии родных и близких на молебен ко всем святым вы можете с помощью службы «Елицы Записки». В миру преподобного Андрея Осляби звали Родион. Он происходил из знатного боярского рода Брянского Княжества. Из «Сказаний о Мамаевом побоище» известно, что он был Любутским боярином, а тогда город Любутск был частью Брянского княжества. Мальчик с детства выказывал большой интерес к боевым искусствам и одновременно вел праведническую жизнь, был набожен и исполнен кротости. Вместе с Александром Пересветом он подвизался в обители Живоначальной Троицы, а впоследствии перешел в Троице-Сергиев монастырь под руководство своего учителя Сергия Радонежского. Накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Донской приехал к преподобному Сергию за благословением. Получив его, он испросил у иеромонаха Русской церкви дать ему в подкрепление двух воинов. Конечно, Дмитрием руководило желание как-то укрепить дух воинов, поднять настрой в рядах защитников земли русской. В те времена о непобедимости татар-ордынцев ходили легенды. Считалось, что они владеют особой мистической силой, одолеть которую в честном бою невозможно. Присутствие в собственных рядах монахов-воинов должно было воодушевить русские войска, поднять боевой дух и укрепить в вере в победу. Александр и Андрей справились со своей задачей. Отдавая их в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное Христианство». Их оружием стал крест Христов, нашитый на схимах, а традиционные воинские доспехи они с себя сложили. Тон битве сразу же задал Александр Пересвет, сразившись в мамаевским приспешником. Оба они сложили головы, и такой «ничейный» исход поединка стал знаменованием силы благословления преподобного. Здесь историки расходятся во мнении. По одной из версий Андрей Ослабя пал в бою. По другой он выжил и служил у митрополита всея Руси святителя Киприана. Его же, чернеца Родиона Осляби упоминают среди послов великого князя, пребывавших в Царьграде в 1398 году. В этих же документах присутствует упоминание и о сыне Родиона – Акинфе, который был боярином у святителя Киевского Фотия в 1425 году. Сегодня уже никто не может доподлинно утверждать, говорится ли в этих бумагах о самом Андрее Осляби или речь идет о его родственниках. Так или иначе, но преподобных Андрея и Александра канонизировали. Предположительно это произошло до 17-го века. В конце того же столетия преподобные Андрей и Александр появились в «Описании о российских святых», где их определили как московских преподобномучеников. Останки святых пропали во время гонений на Церковь в начале прошлого века, но надгробия с сенью над местом их предположительного захоронения есть и поныне. Они покоятся В Богородице-Рождественском Храме в Старом Симонове в Москве. Сегодня каждый желающий может прийти к могиле воинов-монахов и помолиться им, попросить помощи и заступничества, укрепления в вере и сохранения в опасности и бою. Если такой возможности нет, а вашим близким предстоит исполнить свой долг перед Родиной, вы всегда можете подать записку на молебен о воинах и защитниках Отечества с помощью службы «Елицы Записки». Преподномученики Андрей и Александр, молите Бога о нас!!! Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.Житие святого
Смерть воина-монаха
Тропарь преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 1