Преподобный Александр Пересвет
Со школьной скамьи нам знакомы имена таких богатырей русских, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, но есть и еще одно имя, навеки вошедшее в анналы истории, в том числе и Русской Православной Церкви – Александр Пересвет. Вместе с Андреем Осляби он совершил ратный подвиг, пав смертью храбрых в Куликовской битве и вдохновив воинов на защиту своей Родины, своего Отечества. Александру Пересвету – воину монаху молятся об укреплении в вере, помощи в опасности и тяжелых жизненных ситуациях, требующих мужества и решительности. Это небесный покровитель всех военных и тех, кто защищает свою Родину и стоит у ее пределов. Подать записку на молебен о воинах можно с помощью службы «Елицы Записки». Дата рождения русского монаха-воина неизвестна. До принятия монашеского пострига он был брянским боярином и слыл опытным ратником. Принял схиму в Ростовском Борисоглебском монастыре, основанным по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Его послушниками Александр с Андреем и стали. Они подвизались в Троице-Сергиевой монастыре, куда за благословением на битву с татарским игом приехал князь Дмитрий Донской. Великий старец и иеромонах Русской Церкви Сергий Радонежский не только благословил князя, но и дал ему в подкрепление двух воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби. Конечно, их призвание имело скорее духовное значение, хотя их опыта в ратном деле никто не умолял. Вместо оружия тленного Сергий Радонежский дал им нетленное – крест Христов, нашитый на схимах. По дороге на битву святой воин-монах остановился в келлии отшельника, на месте которой впоследствии появился Димитриевский монастырь. Помолясь, Пересвет ушел, а свой яблоневый посох оставил. Эта реликвия впоследствии хранилась в Рязанском историко-архитектурном музее, а после ее вновь вернули Богородице-Рождественскому храму. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище» Куликовскую битву предварял традиционный «Поединок богатырей». Со своей стороны Мамай выдвинул Челубея – мужа громадной силы и особого мастерства военного дела, специально нанятого на подобного сражения. Противником ему стал Александр Пересвет. Существует несколько версий поединка. По одной из них святой воин-монах выступал в полном облачении и всех доспехах, а по другой он их снял и остался в одной Великой схиме. Такое решение было неслучайным. Все дело в том, что у Челубея копье было длиннее обычного, что не позволяло противнику даже попытаться нанести удар, как он тут же вылетал из седла. Святой понял это, а потому принял единственно верное в этом случае решение – остался без защиты, чтобы при ударе копья противника оно беспрепятственно прошло сквозь его мягкие ткани на большой скорости, не успев повергнуть ниц и позволив нанести ответный удар. «И ударились воины копьями, и упали оба с коней, и скончались». По другой версии Александр Пересвет остался в седле, доехал до строя своих собратьев и только там умер. Тело преподобного погребли близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же обустроили могилу и Андрея Осляби. Впоследствии над их останками возвели надгробия, находившиеся в «палатке каменной под колокольней». Когда колокольню разбирали, надгробия уничтожили. Восстановили в 1794 году, а в XIX веке обустроили приделом. С приходом к власти большевиков Богородице-Рождественский храм закрыли. Его возрождение началось лишь в 1989 году, чему немало способствовал известный художник П. Д. Корин. Сегодня в храме можно увидеть два надгробия и сень над ними, но мощи святых так и не были найдены из-за происходивших ранее строительных работ и многометрового бетонирования земли. И хотя останки великих монахов-воинов так и не были найдены, их имена навсегда вошли в историю. Их подвиг сразу же стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве. Полный рассказ об Александре и Андрее изложен в «Сказании о Мамаевом побоище». Их имена вошли в летописные списки убиенных в этом сражении и в синодики. В честь Пересвета и Осляби названы броненосцы Российского флота, участвовавшие в русско-японской войне. Имя «Пересвет» носит грузовое судно, поезд, большой десантный корабль Тихоокеанского флота, город, улицы. В Брянске установлен памятник Пересвету. Когда были канонизированы преподобные, точно неизвестно. В XVII веке их имена внесли в святцы. В конце того же века имена преподобномучеников Московских появились в «Описании о российских святых». В 1896 году их имена поместили в «Троицком патерике» в числе учеников и подвижников прп. Сергия. День памяти Александра Пересвета – воина-монаха празднуется 20 сентября. Собор Московских святых отмечают 6 сентября, 5 октября – Собор Тульских святых и 19 июля – Собор Радонежских святых. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи святого, подайте записку на молебен о воинах с помощью службы «Елицы записки». Мы просим преподобного Александра Пересвета: «Моли Бога о нас!» Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.Житие святого
Поединок и смерть преподобного
Погребение святого
Дань памяти святого
Тропарь преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 1