Православный крест. История его возникновения. Значение и символика
Крест – это общекультурный символ, который можно встретить во многих религиях, но именно христианство сделало этот символ своим главным атрибутом. Это одновременно орудие казни и знак спасения – мистический и загадочный, имеющий различные формы и начертания. Какова история возникновения православного креста, его значение и символика? Таинственный знак креста уходит своими корнями вглубь веков. Можно сказать, что он был рядом с человеком всегда – с первобытных времен, когда он научился добывать огонь, а его изображение в виде сложенных крестом палок стало символом света. Подобная символика встречается у многих народов – индусов, египтян, вавилонян и др. Для них это было и украшением, и мифологическим атрибутом – ниточкой, связывающей с религиозными представлениями архаического мира. Это и загадочный индусский знак в виде перпендикулярной черты, которая перечеркнута горизонтальной линией наподобие латинского «s», и египетский жук с расплющенными крыльями, и астральный круг с крестом как символ египетского бога Ра. По учению Григория Паламы, крест был орудием спасения задолго до Голгофы. Ветхий Завет полон прообразов креста, достаточно вспомнить крестообразно сложенную вязанку дров на плечах Исаака (Быт. 22), поднимающегося в гору, чтобы стать жертвой, символичное крестообразное положение рук Иакова, благословляющего своих внуков (Быт. 48). Когда Моисей вел свой народ через пустыню, то остановившись перед Черным морем он начертал на его водах крест своим жезлом, сначала разделив, а потом соединив воду (Исх. 14). Новое значение символа жизни Крест приобретает с крестной смертью Спасителя. Именно на Кресте совершилась великая тайна искупления всего рода человеческого: «Грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (1Пет. 2:24). Крест – это оружие, которое Господь Сам избрал, чтобы победить смерть и даровать нам спасительный знак: «Я отдаю жизнь Мою…Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и имею власть опять принять ее» (Ин. 10, 17-18). При этом Господь предупреждал не только о Своей смерти, но и способе казни: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14). Вполне естественно, что первые христиане благоговейно относились к Кресту, поскольку он напоминал им об их Учителе и Его искупительной жертве. К концу II-началу III века почитание Креста приобрело такое масштабное значение, что об этом знали уже все, а язычники даже издевались над христианами, называя их «крестопоклонниками». Многие из них смешивали первых христиан с иудеями, но последние, как мы помним, не приняли Христа. Можно с уверенностью говорить, что Его не принял и весь остальной мир, считая абсурдом тот факт, что Бог Самого Себя разрешил убить, пошел на это добровольно. Проповедь об умершем на Кресте Боге потрясла людей. Иудеи не узнали в нем Спасителя, хотя очень ждали Его прихода. Они верили, что Он придет как Царь и дарует своему народу все блага человеческие, сделает его самым могущественным в мире. Как тогда, так и сегодня невозможно объяснить неверующему смысл крестной смерти. Отцы Церкви говорят, что человеческой премудростью Тайну Креста не постигнуть, не зря апостол Павел сказал: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23), «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1:18). То есть с самых первых веков христианства, с самых первых истоков Церкви началось почитание Креста. По свидетельствам раннехристианских писателей, в частности, Тертуллиана, последователи христианского учения в знак почтения всегда носили с собой образ Креста, а некоторые изображали его на лбу, что в годы гонений означало открытое признание себя мучеником, ведь таких хватали и отправляли на казнь самыми первыми. И все же большинство первых христиан проповедовали свою веру скрыто, о чем говорят ночные службы в катакомбах на могилах первых мучеников. Там же, в римских катакомбах историки нашли первые изображения Креста. Тогда он имел вид греческой буквы «Т», то есть «тау», или же буквы «Х». На некоторых рисунках можно было увидеть совмещение первых двух букв имени Иисуса Христа – I и Х, что тоже являло собой аллегорическое изображение Креста. Иногда изображение представало в обрамлении какого-либо растительного орнамента, призванного притенить, укрыть Крест, и в то же время подчеркнуть символ процветания, благого Плода. В христианских памятниках первой половины IV века появляется новый вид монограммы, представляющий собой комбинацию буквы «Х» с буквой «Р». Желание иметь более близкое и подходящее Кресту изображение дало толчок для появления целого ряда символических знаков и скрытых крестов, совмещающих внешнюю форму с его внутренним содержанием, его идеей. Неслучайно и появление лабарума Константина Великого. Известно, что изображение креста с поперечиной наверху явилось царю в виде знамения, а впоследствии ему явился сам Христос и повелел использовать это изображение как знамя и защиту против врагов. Позже такие знамена появились во всех войсках. Императоры-христиане, которые правили после Константина, дополнили лабарум монограммой в виде креста, а потом вместо нее появился четвероконечный крест. И хотя Константин Великий принял христианство только на смертном одре, Православная Церковь почитает его в лике равноапостольных вместе с матерью царицей Еленой. С их именами связано новое отношение к вере, которую преследовали и гнали на протяжении многих веков. После принятия Миланского эдикта в 313 году и обретения Животворящего креста Господня в 326 году почитание Креста стало открытым и породило обычай крестного знамения. Вот как говорит об этом Кирилл Иерусалимский: «Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою «знамение креста» на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар и слабым – без труда». Дата 14 сентября 326 года считается днем поднятия Святого Креста царицей Еленой. К этому дню приурочили освящение двух храмов – на месте, где был обретен Крест, и на месте Воскресения Христова. Тогда этот праздник носил название «дня Обновления» и праздновался со всей торжественностью и пышностью. На него в Иерусалим съезжались и приходили многочисленные верующие, чтобы почтить память Того, Кто отдал Свою жизнь за наши грехи. Примечательно, что среди таких верующих была и египетская верующая девушка Мария, которую сегодня весь мир знает как Святую Марию Египетскую. Постепенно традиция празднования Воздвижения Креста Господнего распространилась и по всем соседним странам. Конечно, в первую очередь это были восточные страны. В западных государствах отмечать этот праздник стали только после того, как Честное древо Креста Господня было возвращено из персидского плена в VII веке. Как известно, благочестивая царица Елена разделила Крест на три части. Одну она оставила в базилике святого Гроба в Иерусалиме, другую отдала в церковь святого Креста в Константинополе, а третья отправилась к Константину. Сегодня частицы Честного древа распространены едва ли не по всему миру. Их хранят в разных церквях и монастырях, вкладывают в драгоценные оклады и почитают как самые драгоценные святыни. Соответственно священнослужители совершали и особые службы в честь Креста Господня. Используемые сегодня богослужебные песнопения, посвященные празднику Воздвижение Креста, имеют древнюю историю. К примеру, текст тропаря «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи» относят к VI и даже V векам. Постепенно появляются и другие славословия, молитвы и акафисты. Среди самых известных – «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его». Православные поклоняются Кресту, почитают его, что находит выражение в таких церковных богослужениях, как: Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня – великий двунадесятый праздник Церкви. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, больше известный как «Медовый спас». Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Крестопоклонная неделя – третья неделя Великого поста. Каждая среда и пятница также посвящены Кресту Господню. В первые века христианства на Кресте не было изображения Распятия и этому есть немало объяснений. Во-первых, из-за отсутствия портретных изображений Спасителя мнения о его наружности разделились. Одни святые отцы Церкви считали Его имеющим непредставительную и довольно невзрачную наружность, а другие, напротив, высказывались о «неземной красоте» Учителя христиан. В катакомбных фресках присутствовало немало изображений Иисуса Христа, так сказать, во славе. Есть рисунки, где Он принимает поклонение от волхвов, творит чудеса, торжественно вступает в Иерусалим и нет ни одного, где бы Сын Человеческий страдал, был судим, гоним, а тем более распят. В изображении распятия христианское искусство раз и навсегда решило вопрос о представлении Иисуса Христа в униженном состоянии. Лучшее этому объяснение – надпись на ковчеге византийского креста времен Константина Профирогенита: «Господь, будучи распят на кресте, уже не был прекрасным, ибо Бог пострадал по человеческому естеству. Василий Проэдр украсил ковчежец креста, на котором распростертый Христос привлек к Себе весь мир. Христос имел совершенную красоту, но умирая, утратил ее, чтобы украсить безобразный вид, данный мне грехом». Христос есть Солнце Правды, растворяющее нашу ночь и побеждающее темноту греха и невежества. Первоначально Крест был просто крестом, без Распятия, но VII век знаменует его распространение по церквям. В истории христианского искусства распятие претерпевает целый ряд видоизменений, обрастает различными атрибутами, по которым можно проследить сам процесс развития христианской идеи о Распятом и ступени, которые она преодолевала в христианском сознании. Надо сказать, что сама казнь – распятие на кресте было большим устрашением для людей. Эта была одна из самых жестоких и позорных видов казни. Иудеи помнили сказанное в Ветхом Законе: «Проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21:23). Но только христиане смогли понять и услышать слова апостола: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13). А блаженный Иероним говорит: «Не всякий висящий на древе проклят пред Богом, но тот, кто согрешил грехом, достойным смерти». Но ведь Иисус Христос был безгрешным. Он умер за нас, грешных, тем самым освободив нас от смерти. Не зря в пророчестве Моисея сказано: «Жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор. 28,66). Первыми появились символические формы распятия, в которых под оболочкой условного образа содержался намек на истинное изображение. Изначально роль Христа выполнял агнец, «вземлющий грехи мира». Трулльский собор запретил изображать Спасителя в виде агнца, как называл Его Предтеча, и постановил представлять в собственном виде. До IX века Христа изображали на Кресте живым и даже торжествующим в ознаменование победы над смертью. Об этой радости преподобный Иоанн Дамаскин говорил так: «Крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен добычи, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, уготован путь к первоначальному блаженству, отверсты врата райские, воссело естество наше одесную Бога, и мы сделались чадами и наследниками Божиими. Все сие совершено Крестом». Умершим Спасителя стали изображать только с X века. Причем католики делали упор на натуралистичность – напряжение мышц, отражение страданий на лице, а православные – иконное изображение, одухотворенное, лишенное натуральности и плотских атрибутов. Кроме того, различия касались изображения ног. На востоке их выполняли разведенными, по отдельности прибитыми гвоздями к кресту, а вот традиция изображать Спасителя со скрещенными ногами, прибитыми одним гвоздем, появилась на Западе в XIII веке. С древних времен христиане используют разные формы креста: Т – «тау». Это египетский крест анх. Якорь. Он символизирует устремление к желанной гавани – Вечной Жизни. Монограммный. Он представляет собой соединение первых букв имени Исуса Христа – I и Х. Уже упомянутая модификация в виде соединения букв I и Р – это крест, который царь Константин Великий увидел на небе. Буква «Р» означает «царь», что по-римски «Рех». Впоследствии в эту монограмму ввели центральную букву в виде посоха – так называемый пастырский, или в виде трезубца по аналогии с орудием рыбака-апостола – «ловца человеков». «Виноградная лоза». Это расцветающий крест, ведь Господь Сам Себя называл лозой, а апостолов – ветвями. Греческий четырехконечный крест, который называли «корсунчиком». Крест-накупольник с полумесяцем. Полумесяц здесь трансформирует крест в якорь, о значении которого уже было сказано выше. Кроме того, он был символом спасения, потому как исходил от «жены, облеченной в Солнце, под ногами Которой Луна и на главе Которой венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1). Первая, самая известная форма креста – четырехконечная. При этом в латинском варианте обе поперечены одинаковы по размеру, а вот в греческом вертикальная длиннее горизонтальной. Надо сказать, что Церковь допускает любые формы Креста, потому как считается, что его благодатная сила зависит не от вида, а только от силы нашей веры. Вот как говорил об этом святитель Дмитрий Ростовский: «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью которого обагрился… проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его». Однако в разных Церквях установились свои традиции использования форм Креста. В Русской православной Церкви он имеет шести- или восьмиконечную форму. В последнем случае представляет собой распятие с подножием и дополнительной верхней планкой, на которой по приказу Понтия Пилата было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». По традиции на верхней планке православного креста сегодня изображают первые четыре буквы этой надписи – «IНЦI». Считается, что восьмиконечная форма исторически самая точная. Она же имеет еще один вероучительный смысл: так подножие креста, то есть нижняя перекладина изображается скошенной неслучайно. Один конец выше другого – это символ того, что распятый по правую от Иисуса сторону разбойник покаялся и был спасен, а висящий по левую сторону хулил Бога и погиб. Отдельно стоит сказать о Схимническом Кресте – восьмиконечном кресте, который возвышается над символом горы Голгофы, а под ней расположен череп – голова Адама. Иногда вместо головы изображают на половину поднявшуюся из гроба фигуру человека со взором и руками, обращенными к распятому Иисусу. По преданию, распятие Спасителя было совершено именно на том самом месте, где были погребены останки древнего Адама. Какое отношение имеет Адам ко Христу, известно всем, ибо сказано: «В Адаме мы все умираем, а во Христе живем» (1Кор. 15, 21–22). Христос – это новый Адам. Упавшая на останки прародителя всех людей кровь Спасителя смыла древний грех человека. Такой крест дополняют изображением орудий казни – тростью и копием и первыми буквами «Царь Славы», «Сын Божий», «Иисус Христос», «Победитель», а также «гора Голгофа», «глава Адама» и даже МЛРБ, то есть «место лобное распят бысть». С XVIII века в России ввели правило носить наперсные или нагрудные кресты всем священнослужителям. До этого момента их носили только епископы, причем это была скорее награда, знак отличия для пресвитеров. Сегодня крест на груди носит каждый иерей, причем они различаются в зависимости от звания. Так, крест иеромонаха отличается от креста простого клирика или монаха. За особые заслуги священникам преподносят наградные кресты, на обратной стороне которых выгравирована надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Иереи носят крест на цепочке, перекидывая конец через шею на спину. Это символ и пастырский знак заботы о прихожанах как ношение на раменах заблудшей овцы. Архиереи также носят на груди наперсный крест и надевают его вместе с панагией – образом Божией Матери, имеющим овальную форму. Это символ высшей иерархии в Церкви, олицетворяющей ответственность епископа за народ и его обязанность заботиться о людях, подражая Крестному подвигу Спасителя, уповая на защиту и предстательство Царицы Небесной. Особая святыня храма – напрестольный крест. Такое название он получил потому, что полагается на престоле – самом святом месте храма, где невидимо присутствует Сам Господь и где совершается Бескровная Жертва Тела и крови Христовых. Вместе с лежащим здесь Святым Евангелием Крест олицетворяет полноту Божественной истины, которая открывается в Новом Завете, в Домостроительстве спасения рода человеческого. Священник осеняет напрестольным крестом прихожан, использует его для совершения таинств, других богослужений и священнодействий, например, освящает воду на Богоявление, выходит с ним к народу на отпуст по окончании литургии. Для христиан Крест – это не только символ Христа и Его крестной смерти. Это символ будущего Воскресения. Если нет веры в это, то и сам Крест превращается лишь в обычные поперечные перекладины. Каждый верующий сегодня принимает искупительную жертву Христову и преклоняется пред ней. Как тогда, так и сегодня истинно верующие христиане слышат апостольский призыв и, возлюбив Христа, следуют его примеру, ибо в Писании сказано: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Крест – это символ нашей любви к Спасителю Господу Иисуса Христу и веры Ему. Мы надеваем крест в таинстве Крещения и носим его на себе всю жизнь. Это – наше оружие против духов злобы, это наше свидетельство Крещения в Христову веру, знак, что мы принадлежим Православной Церкви. Сегодня нательные крестики делают из самых разных материалов, в том числе и драгоценных, украшают камнями, витиеватыми узорами и т. п. Однако крест неслучайно называется нательным, потому как носят его на теле под одеждой, то есть не на показ, это не ювелирное украшение. Это и не сувенир и не амулет. Многие относятся к нательным крестикам с суеверным ужасом. Считается, что поднимать потерянный кем-то крест с земли нельзя, а тем паче носить его после кого-то, ведь так можно «взять на себя чужой крест», то есть потерять свою судьбу и приобрести судьбу того человека, который этот крест носил до тебя. Потеря крестика тоже воспринимается как большая трагедия. Конечно, если он дорогой, то хозяину прежде всего жаль потерянных денег, вот поэтому святые отцы советуют носить обычный латунный, освященный в храме крестик. Беречь его и никогда не снимать, даже в бане и больнице, а если уж так случится, что он потеряется, то не расстраиваться понапрасну, а приобрести в храме новый и помнить, что прежде всего православного человека выдает христианская жизнь в лоне матери-Церкви, а не внешние атрибуты и амулеты. В связи с этим можно рассказать довольно интересную и поучительную историю из Кормчей, приведенную в книге «Камень веры»: «Однажды благочестивый кесарь Тиверий, который правил после Константина Великого, прохаживался по своей царской палате и увидел на земле крест, выдолбленный в мраморе. Правитель велел вынуть его, ведь если Крест Господень должно изображать на челе и груди, как возможно, чтобы был он попираем ногами. Когда мраморный камень с изображением креста изъяли, то под ним обнаружили большое сокровище в виде золотых монет. Вот так крестолюбивый царь получил воздаяние за свое благочестие». Не все люди могут понять, как можно носить на себе орудие казни. Некоторые и вовсе считают наложение на себя крестного знамения «крестом, который человек ставит на себе». Но история развития христианской Церкви свидетельствует, что обычай осенять себя крестным знамением мы переняли от апостолов, которые употребляли Крест Христов как напоминание о дарованных через него спасении и жизни. Святитель Кирилл Иерусалимский объяснял: «Ибо это благодать Божия; знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством Креста победил Он их, властно подвергнув их позору… когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона. Не пренебрегай этим знамением по той причине, что оно даром дано тебе, но за это тем более почитай благодетеля». О том, как велика сила Креста, верующий убеждается на личном опыте. В минуты страха и волнений, отчаяния и уныния достаточно осенить себя крестным знамением и вот уже видишь, что стало намного легче дышать, сердце успокоилось, мысли упорядочились. Святые отцы учат подкреплять свою жизнь крестным знамением, ношением и почитанием креста Господня. Вот как говорил об этом Иоанн Златоуст, сравнивая Крест со «светильником всему миру»: «Крест – трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия». Главный символизм Креста для каждого верующего должен заключаться в подвиге следования за Христом и несения своего креста. Без смирения перед Спасителем в своем бессилии, без усвоения Его жертвенной любви, без уничижения себя ради Христа и ближнего, без подражания Ему в кротости и долготерпении, без борьбы со своими страстями, без отречения от гордыни, без терпения своих скорбей и болезней, без исполнения Его воли невозможно быть истинным христианином. История возникновения
Начало почитания Креста как символа христианства
Продолжение почитания Креста Господня
Установление традиции празднования дня Воздвижения Креста Господня
Появление изображения Распятия
Формы крестов
Другие виды крестов
Значение Креста