Православное отношение к жизни. Взгляд на земной путь через призму вечности
Молебен о здравии и благополучии в новом году:
Сорокоуст о здравии на 1 год в Псково-Печерском монастыре:
Записки на праздничное богослужение в день Крещения Господнего на Святую Землю:
Венец творения
В самом начале книги Бытия говорится о творении Богом не одного, а сразу двух миров – видимого и невидимого, духовного и материального, ангельского и животного:
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).
В конце творения Великий Архитектор задумал совершенно уникальное произведение, которое должно было иметь черты как духовного, так и материального мира и стать венцом всего созданного Богом.
Именно так появился человек:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26-27).
Человек был создан по образу Божию, имел в себе Духа Божия, но подобием Божества обладал лишь в перспективе. Творец дал сотворённому свободную волю, чтобы человек по своему желанию выбрал участь совместного бытия с Подателем всех Благ.
Зачем жить, если есть смерть?
Да, человек создан Богом бессмертным, но после грехопадения утерял это. В настоящее время люди умирают. Но наступит время, когда смерть вновь перестанет быть властной над нами, все люди воскреснут и станут жить в вечности. Однако вечность бывает разной. Вечность блаженства и вечность неугасимого огня. Вечность с Богом и безумная попытка существовать, отторгнув от себя Подателя всех благ и самой жизни.
Смерть ворвалась в мир с грехопадением первых людей. Тление поразило их сразу же, как только своей волей они отсекли себя от источника жизни – преступили первую заповедь Всевышнего. Но даже самопроклятие первых людей Бог обернул нам во благо. Чувство скоротечности нашей земной жизни вновь и вновь заставляет нас задумываться о её смысле. Искать Того, кто Один только и способен сделать её счастливой.
Жизнь материалиста поистине бессмысленна! Он умрёт, и черви пожрут его тело. А вот для христианина смерть является не трагедией, а лишь завершением некоего испытания. Если он смог следовать главной заповеди Бога о любви к Творцу и ко всему сущему, если старательно изживал свои греховные страсти и причащался Тела и Крови Христовых, если молитвенное общение с Богом стало для него важнее дыхания – уход в вечность не страшит такого человека.
Христос как центр мироздания
После грехопадения люди уже не были в силах преодолеть тление, так как не имели в себе достаточных сил. И здесь творец вновь пришёл на помощь твари, не нарушая при этом её свободную волю. Господь воплотился в человеческом теле, полностью восприняв на себя повреждённую грехом человеческую природу, но не сам грех. При этом, по своему Божеству Спаситель также имел в себе силы для преодоления греха и восстановления человеческой природы.
Своим послушанием воле Бога Отца Христос искупил непослушание праотцев. Своим безвинным страданием – нашу вину во грехах. Своим воскресением из мёртвых Богочеловек победил смерть для всего человечества, а своим вознесением подарил каждому члену Церкви возможность обожения. Теперь, приобщаясь Тела и Крови Христовых, мы принимаем в себя восстановленную Богом человеческую природу и постепенно восстанавливаемся сами.
Христос дал нам всё. Восстановил человеческую природу. Дал заповедь любви. Своим примером показал, как эта заповедь должна быть воплощена в нашей жизни. Поэтому жизнь христианина предельно проста, о чём говорил и сам Спаситель:
«возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30).
Как человеку стать подобным Богу?
«Для человека нужно, чтобы не только сам он был в Боге, но и чтобы Бог был в нем», – говорил преподобный Макарий Египетский. То есть богоподобие, обожение не даётся человеку как награда за исполнение заповедей. В полноте любви христианин перешагивает и через стадию раба, когда боится наказания за грех, и через стадию наёмника, когда ожидает воздаяния за добродетель. В христианской жизни есть место только любви к Небесному Отцу и стремлению порадовать Его.
Когда христианин всей душой стремится к общению с Богом и стяжанию благодати Духа Святого, Бог отвечает на его призыв и наполняет собою всё его существо. Божественные энергии полностью преображают внутреннего человека и он, подобно луне или зеркалу начинает светить и окружающим отражённым светом Божества. «Спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся», – возвещал об этом свете преподобный Серафим Саровский.
«Возлюбленные, мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть», - писал о возможности обожения апостол и евангелист Иоанн Богослов. Между судьбой грешника и судьбой святого стоит только наш волевой выбор. Нужно только сделать его в пользу Подателя всех благ и до конца жизни не свернуть с этого пути! Помолимся же о том, чтобы Христос соделал нас и наших близких храмом Духа Святого!
Молебен Господу нашему Иисусу Христу: