Поощряет ли Христианство «семейное насилие»?
Тема насилия в семье была и остается довольно актуальной, учитывая, что ежегодно от рук мужчин гибнет 10000 женщин. Есть мнение, что на долю этой страшной статистики приходится немало традиционных христианских семей, да и вообще, Церковь, де, поощряет семейное насилие. А как все обстоит на самом деле? Активные пользователи сети интернет давно заметили, что многие статьи подкрепляют изложенные в них факты научными исследованиями. Это повышает градус доверия читателя к сказанному, так что не лишним это будет сделать и нам. Вопрос о том, как влияет религия на семейное насилие, являлся предметом изучения многих ученых по всему миру. Обзор на эту тему проводили специалисты из Университета Миссури Effect of Religion on Domestic Violence Perpetration Among American Adults и выяснили, что чем более религиозен человек, то меньше он склонен к насилию, в том числе и в своей семье. Другие исследования (Berkel, Vandiver, and Bahner, 2004) показали, что более религиозные люди склонны проявлять больше сочувствия к жертвам домашнего насилия. А исследование, результат которого был опубликован в известном американском издании New York Times, установило, что женщины в консервативных и религиозных браках чувствуют себя более счастливыми и удовлетворенными семейной, а также интимной жизнью. Этот результат, надо сказать, весьма удивил исследователей, ведь они рассчитывали на совершенно противоположное. Они хотели доказать, что патриархальная христианская религия – это религия угнетения и господства. Религия, которая хочет заставить женщину быть «босой, беременной и на кухне» и, конечно же, «быть битой» своим мужем. Считается, что в традиционных семьях с господствующим мужчиной не может быть по-другому, а между тем все те же научные исследования показывают, что «быть битой» женщина может и в однополом браке. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе сообщает, что в однополых парах лесбиянок случаи насилия составляют 40,4%, а в гетеросексуальных парах этот показатель равняется 32,3%. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что религиозные семьи меньше склонны к домашнему насилию, так почему же Церковь снискала такую дурную славу? На примере нынешнего Запада все мы хорошо видим последствия установившейся там идеологии. Борьба за свободу и равенство привела к появлению людей-животных «фурри», снижению порога возраста детей для педофилов и т. д. и т. п. Нормальные люди в ужасе хватаются за голову, а кучка психопатов продвигает свою идею дальше. Почему же большинство слушает меньшинство, когда должно быть наоборот? Потому что они опираются не на статистику, криминологию или какие-либо другие точные науки, а на яркие случаи, преподаваемые как типичные для того, кто в рамках данной идеологии назначен врагом. Потому что любая идеология нуждается во Враге с большой буквы, на борьбу с которым мобилизуются её последователи. Но вернемся к нашим баранам. Бывают ли случаи насилия в традиционных православных семьях? Конечно, бывают. И даже, о ужас! Они случаются в семьях священников. Об этом нам не упускают случая сообщить, вызывая сильное чувство возмущения и праведного гнева. Человек, который призван быть образцом во всем, предал не только женщину, которой обещал любовь и заботу, но и Церковь, где он обещал служить Богу. Так идейные борцы против религии рисуют готовую картину мира, в которой все четко, ясно и понятно – кто виноват и что делать. Из всего многообразия происходящих в мире событий они выбирают те, которые подходят под идеологию и отвергают те, которые ей противоречат. Так расист повсюду видит злодеяния иноверцев, русофобы во всем обвиняют русских, а гомосексуалисты – гетеросексуалов. При этом все они опираются на вполне реальные и существующие случаи угнетения их прав и свобод, ведь недостатка преступлений в этом падшем мире кого угодно против кого угодно нет. При этом всех, кто выступает против идеологии, объявляют врагами, а защищающих – друзьями. Тех, кто пытается вникнуть, сопоставить, сравнить, разобраться также автоматически записывают во враги. Церковь занимает нейтральную позицию. Она молчит, потому что понимает, что не все так однозначно и что единичные случаи не отражают всей полноты картины. Она понимает, что зло невозможно победить еще большим злом, а ведь именно оно движет борцами за права угнетенных женщин. Эти же борцы с социальными язвами призывают расстреливать коррупционеров, заставлять наркоторговцев принимать все обнаруженные у них наркотики, а также публично оскоплять педофилов. И тогда, же, в обществе наступит рай, и все будут хорошими, добрыми и честными. На самом деле все это породит еще большее зло, ведь оно заражает всякий скальпель, которым его пытаются вырезать. Нужно учитывать, что борьбу со злом ведут грешные люди, которые сами легко обращаются ко злу, когда этого требуют интересы дела. Ничто так не располагает к полной утрате нравственных ориентиров, как упоенная борьба за справедливость, когда мощное чувство коллективной правоты соратников сливается с праведным гневом. Конечно, это вовсе не означает, что нужно «сложить лапки» и ничего не делать. Главное – не забывать обращаться к истории и помнить, что в ней есть немало примеров, когда зло въезжало в мир на спинах тех, кто был искренне уверен, что с этим самым злом и борется. Вспомните, ведь наверняка и у вас бывали в жизни случаи, когда вы хотели кого-то обличить, вывести на чистую воду, добиться правды и справедливости, а предполагаемые союзники в этом деле молча расходились, не поддерживая вас. Да, можно подумать, что они являются пособниками зла, но на самом деле они просто знают, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Почему же люди так уверены, что патриархальная религия оправдывает домашнее насилие? Да просто они не пытались вникнуть в ее суть, а если и пытались, то ничего не поняли или интерпретировали неправильно. Обычно они цепляются к словам апостола «да убоится жена мужа своего», понимая их буквально. Но, во-первых, дословный перевод здесь звучит как «уважает, чтит», а во-вторых, эти слова вырваны из контекста, ведь апостол говорил еще и о том, что муж должен любить свою жену и относиться к ней как к «немощнейшему сосуду». Для христиан брак – это возможность послужить другому, ведь они во всем опираются на пример Иисуса Христа. Он проявил жертвенную любовь по отношению к людям, а Его последователи считают своим долгом возрастать в такой же любви. Готовность смиренно служить другому – в церковном контексте – это именно проявление любви. Как пишет святой Апостол Павел, «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:3–4). Семья – это малая Церковь, которая по типу Церкви большой строится на доверии, открытости людей друг к другу. В отличие от светского мира, где действует свирепая конкуренция, жестокая борьба за место под солнцем, Царство Божие зиждется на взаимном служении и послушании. Счастливая семья отражает это Царство, где муж заботится о жене и детях, потому что любит их, потому что они ему дороги. Жена принимает его заботу и чтит, уважает его за это. Муж вертится на трех работах и на сторону не смотрит, потому что лучше жены для него никого нет, а она подает ему обед и стирает носки не потому, что религия заставляет ее унижаться и терпеть, а потому что не может не ответить взаимностью на взаимность. Но борцы с религией проявляют открытую враждебность и непонимание потому, что не верят в существование таких семей и такой любви. Трудно сказать, почему так происходит. Кто-то имеет личный трагический опыт, а кто-то просто стал жертвой идеологии. А может быть сочетание того и другого породило горечь и озлобленность, когда в любых разговорах о любви, смирении и послушании они видят обман и эксплуатацию слабых. Марксисты уверены, что все разговоры о любви призваны помочь правящим классам эксплуатировать трудящихся. Феминистки полагают, что так мужчинам легче эксплуатировать женщин, а язычники обвиняют любовь в попытке навязать «арийским» народам «еврейскую» религию. Для светских людей сам термин «послушание» вызывает ассоциации с рабством. Но для Церкви это лишь синоним любви и заботы. Она верит, что проявляя любовь по отношению к ближним, мы вполне можем рассчитывать на ответное чувство. Да, именно рассчитывать, но гарантировать ее нам никто не может. Любовь, доверие – это всегда риск. Все мы грешные и все мы способны на предательство. Люди, которые его пережили, прошли через такую боль, что готовы на все, лишь бы не столкнуться с ней снова, но так они сами закрывают себе дверь к счастью. Они просто не дают себе второго шанса. Неосторожность может обойтись дорого, но отказ верить и надеяться обходится дороже всего. Человеческая верность, преданность, забота, любовь несовершенны, но они существуют, и к ним стоит стремиться. Каждый сам выбирает свою дорогу и сам выбирает, быть ли ему верным, любящим, справедливым и заботливым. Итак, уверенность в том, что христианская религия поощряет домашнее насилие, не имеет под собой основания. В учении Церкви есть постулаты о его осуждении, а на практике можно увидеть, что верующие люди меньше склонны к насилию и угнетению своих близких. Однако, некоторых людей не убеждают и доказанные исследования, и на то есть причины. Все дело в том, что каждый из нас нуждается в связной картине мира, которая отражала бы наш опыт, внутренние стремления, помогала бы ориентироваться в реальности. Каждый использует для обеспечения единства одного с другим что-то свое. В идеале этим связующим звеном должна быть вера, но когда ее нет, человек использует идеологию, доктрины, что угодно, даже если их несостоятельность очевидна. Сегодня люди ищут смысл жизни в каких-то псевдонауках, каких-то еретических учениях, каббале, трансцендентальной философии, не понимая, что все эти дороги уводят их все дальше от истины. Библия – вот готовое пособие для жизни. Бери, читай и делай. Делай, и ты увидишь положительный результат. Бог есть любовь. Это основа реальности, и эта любовь открылась в Господе нашем Иисусе Христе. Да, вера ничего не гарантирует, как не гарантирует каббала или язычество. Но только она способна повести вас из мира, где любовь, доверие и долг считаются обманом и прикрытием эксплуатации, в мир, где любовь возможна, и она стоит того, чтобы рисковать.Исследования ученых
С идеологией не поспоришь
А что же Церковь?
Есть любовь на свете
Вера или идеология?