Почему гомосексуализм – это грех?
На протяжении всей истории развития христианства гомосексуальные отношения рассматривались как смертный грех, причина которого кроется в повреждении человеческой природы, ее склонности ко греху после грехопадения. Задав высокую планку, Иисус Христос делал главный акцент на внутренней нравственной чистоте, богоуподоблении и соблюдении данных человеку заповедей, одна из которых звучит как «не прелюбодействуй». Чтобы понять, почему христианство считает гомосексуализм грехом, необходимо обратиться к книге Бытия, в которой повествуется о сотворении первых людей – Адама и Евы. Так, в ней сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». То есть союз мужчины и женщины – это Божественный замысел, идеал человеческой сексуальности. Святые отцы Церкви говорят, что Господь сразу объявил гетеросексуальность, то есть союз мужчины и женщины порядком Творения, подтверждение чему можно найти в тексте Бытия 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». Гетеросексуальная форма брачного союза – это Божественная парадигма, порядок Творения, установленный для человечества с самого сотворения мира. Эта парадигма не предусматривает возможности сексуального союза между мужчиной и мужчиной, а также женщиной и женщиной. Брак между лицами противоположного пола – норма Писания и любое отклонение от этой нормы есть искажение Творения. Святые отцы обращают внимание на то, что Иисус Христос неоднократно обращался к Ветхому Завету, а также прямо говорил, что пришел «не нарушить, а исполнить». Он ссылался на Ветхий Завет для подтверждения взаимоотношений между мужчиной и женщиной как идеала брачного союза, а гетеросексуальности – как нормы и установления Богом. Христианство выступает решительно против гомосексуализма еще и потому, что такая форма отношений между полами является прерогативой язычества. Христианский богослов Роберт Гэгнон также связывает заповедь из книги Левит 18:22, которая звучит так: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» c языческими ритуалами. Все дело в том, что в Древнем Израиле существовала однополая культовая проституция, против которой и выступали левитские законы в том числе как идолопоклонства. В дальнейшем можно наблюдать преемственность заповедей книги Левит, которые регулируют сексуальные отношения, в новозаветный период. В своих посланиях апостол Павел не раз подчеркивал, что требования Бога о чистоте брака, которые изложены в законе Моисея, не теряют своей актуальности и для христиан. К книге Деяний Апостолов сказано, что люди должны воздерживаться от «идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», где под блудом понимаются любые незаконные сексуальные практики, среди которых инцест, прелюбодеяние, мужеложество и скотоложество. Святые отцы подчеркивают, что термин «мерзость» употребляется по отношению к однополым связям неслучайно. Как говорит американский социолог и криминолог Дэвид Гринберг: «Когда слово toevah (мерзость) появляется в еврейской Библии, оно может относиться к идолопоклонству, культовой проституции, магии или гаданиям; иногда оно используется в более широком контексте. Но оно всегда обозначает нечто ужасно отвратительное. Этим же словом Библия описывает принесение в жертву идолам детей». Как уже было сказано, нравственные и ритуальные нормы иудаизма регламентировались Законом Моисея. У иудаизма и христианства общий первоисточник – Ветхий Завет, позиция которого по отношению к гомосексуальному поведению ясна и однозначна – это грех, богопротивное занятие, противоречащее Божественному замыслу о человеке. Христианство переняло нравственные заповеди Ветхого Завета, и эту преемственность можно проследить при сравнении трудов историков и богословов первых и более поздних веков. Вот как говорил святитель Феофан Затворник: «Заметь, какие сильные выражения употребляет Апостол в Рим. 1:26–27. Не сказал, что они питали взаимную любовь и вожделение; но что: разжигались похотью своею друг на друга…. Ибо всякий, преступающий законы, постановленные Богом, питает вожделение к несродному и незаконному». А вот слова святителя Иоанна Златоуста: «Диавол видел, что само вожделение всего более соединяет полы; посему старался разорвать сей узел, дабы не только противозаконным расточением семени пресечь род человеческий, но истребить, вооружив людей друг против друга». А вот как говорил об этом преподобный Максим Грек: «Вы, ослепляясь и прельщаясь богомерзкою вашею плотскою похотью, не только лишаетесь этого достоинства и красоты образа Божия, которым были почтены, но и соделываетесь неразумнее и бессловеснее всех бессловесных скотов, дерзая бесстыдно пред пречистыми очами Создавшего вас, на богомерзкую скверну… Поэтому следовало бы христианам, и к тому же имеющим такое страшное указание гнева Божия, не только гнушаться такой богомерзкой скверны, которая, преимущественно пред всеми другими беззакониями прогневляет Вышнего... и предавать анафеме тех, которые творят такую скверну и не считают ее преступлением, тогда как эта богомерзкая скверна разжигает нестерпимый гнев Божий». Также осуждали гомосексуальные отношения Василий Великий, Григорий Нисский, блаженный Августин, Иоанн IV Постник и многие другие. Опираясь на позицию Церкви в этом вопросе, христианские государства принимали законы, карающие однополые отношения. Во время правления императоров Констанция II и Константа мужеложников карали смертью, а во времена правления императоров Валентиниана II, Феодосия I Великого, Грациана их публично сжигали на костре. В те времена считалось, что этот грех может стать причиной голода, землетрясения и мора от болезней. В период с VI по XIV века мало что изменилось. Церковь по-прежнему считала содомию самым тяжким сексуальным грехом. Святые отцы Церкви говорили, что она бросает вызов «красоте, разуму и природе». В Средние века также было распространено убеждение, что страна или город, погрязшие в этом извращении, могут навлечь на себя кару Господню подобную той, которая постигла Содом и Гоморру. Святой Василий Великий в своем седьмом правиле квалифицирует мужеложство как тяжкий грех, который заслуживает осуждения. Повинные в этом грехе должны отлучаться от церковного общения и нести епитимию. Святой Григорий Нисский приравнивал мужеложство к прелюбодеянию и считал, что согрешившие в этом должны быть на много лет отлучены от Евхаристии. Константинопольский патриарх Иоанн Постник (VI в.) указывал конкретный срок епитимьи – 15 лет. На сокращение этого срока могли рассчитывать те, кто искренне раскаялся и исповедовал свои грехи, кто сделал это лишь однажды по невежественности или безграмотности. В XX-XXI веке отношение к гомосексуальности в обществе меняется, особенно это видно на примере западных стран. Первоначальное отношение как к греху и установленному Богом порядку сменилось отношением как к заболеванию, преступлению против общественной морали, а сегодня и вовсе все чаще можно услышать о том, что гомосексуальность не поддается изменению и является нормой для человека. Такие изменения во взглядах ставят Православную Церковь перед необходимостью сформулировать и утвердить свое отношение к этому явлению. Здесь надо сказать, что христианство считает грехом лишь гомосексуальное поведение, не квалифицируя как грех гомосексуальное влечение. Христианство проводит четкое разграничение между ними, и в этом нет ничего удивительного, ведь одно дело, когда человек поддается блудной и противоестественной страсти, а другое дело, когда он борется с ней, не допуская даже мысли о том, чтобы воплотить свое желание в жизнь. Человек может контролировать свою гомосексуальность, понимая, что это грех. Но не все гомосексуалисты имеют влечение к представителям своего пола. Гораздо страшнее, когда у человека нет гомосексуальных наклонностей, ведь гомосексуальное поведение – это не всегда следствие тяги к противоположному полу. Для многих это лишь крайняя степень аморальности и порочности. Считается, что именно таковыми и были содомляне, наказанные за дерзостное греховное поведение. Комментирующие это место в Библии богословы указывают на особую тяжесть этого преступления, потому как действия содомлян были направлены на гостей. То есть это было уже нападение с отчетливыми гомосексуальными намерениями: «Городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19, 1–26). Священник Лев Шихляров считает, что жители Содома и Гоморры были не только половыми, но и духовными извращенцами, жестокими и ненавистными. В Толковой Библии Лопухина есть указание на то, что «вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование «содомского греха»». Дела Содома и Гоморры дошли до Бога и повлекли возмездие, потому что их грех относится к греху «притеснения слабых сильными, соединённому с кровопролитием и убийством». То есть для содомлян была характерна крайняя нравственная распущенность, высокомерно-презрительное отношение к низшим и слабым. Все это можно наблюдать сегодня в западных странах среди пропагандирующих себя представителей ЛГБТ-сообществ. Они навязывают свое отношение к сексуальным отношениям всему остальному миру и не просто навязывают, а откровенно заявляют, что намерены низвергнуть все морально-нравственные устои, уничтожить сам институт брака как таковой. Пока правительство западных стран в бессилии разводит руками, Россия защищает себя и свои ценности путем установления соответствующих законов, популяризации истинных идеалов, о которых говорил Иисус Христос. Православная Церковь не признает врожденный характер гомосексуальной ориентации. Она считает, что греховное повреждение человеческой природы можно изменить, преодолеть в духовном усилии, направленном на исцеление и личностное возрастание человека. Как и другие страсти, терзающие падшего человека, ее можно уврачевать таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Евангелия и святоотеческих трудов. Кроме того, помощь и поддержку такому человеку могут оказать члены общины. Духовный и пастырский опыт свидетельствуют о том, что в большинстве случаев гомосексуальное поведение является личным выбором человека, поэтому приравнивать сексуальные меньшинства к национальным, расовым и социальным недопустимо. Объявлять нормой противоестественный порок – что может быть страшнее? Позиция Церкви по данному вопросу использует в качестве основания Божественное Откровение, слова Господа нашего Иисуса Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской... горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:6–7)…Сотворение человека
Языческий ритуал
А что говорят святые отцы Церкви?
Наказание за грех
Современный взгляд
Врачевание молитвой