22.12.2022

Почему гомосексуализм – это грех?

На протяжении всей истории развития христианства гомосексуальные отношения рассматривались как смертный грех, причина которого кроется в повреждении человеческой природы, ее склонности ко греху после грехопадения. Задав высокую планку, Иисус Христос делал главный акцент на внутренней нравственной чистоте, богоуподоблении и соблюдении данных человеку заповедей, одна из которых звучит как «не прелюбодействуй». 

Сотворение человека

Чтобы понять, почему христианство считает гомосексуализм грехом, необходимо обратиться к книге Бытия, в которой повествуется о сотворении первых людей – Адама и Евы. Так, в ней сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». То есть союз мужчины и женщины – это Божественный замысел, идеал человеческой сексуальности. Святые отцы Церкви говорят, что Господь сразу объявил гетеросексуальность, то есть союз мужчины и женщины порядком Творения, подтверждение чему можно найти в тексте Бытия 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».

Гетеросексуальная форма брачного союза – это Божественная парадигма, порядок Творения, установленный для человечества с самого сотворения мира. Эта парадигма не предусматривает возможности сексуального союза между мужчиной и мужчиной, а также женщиной и женщиной. Брак между лицами противоположного пола – норма Писания и любое отклонение от этой нормы есть искажение Творения. Святые отцы обращают внимание на то, что Иисус Христос неоднократно обращался к Ветхому Завету, а также прямо говорил, что пришел «не нарушить, а исполнить». Он ссылался на Ветхий Завет для подтверждения взаимоотношений между мужчиной и женщиной как идеала брачного союза, а гетеросексуальности – как нормы и установления Богом. 

Языческий ритуал

Христианство выступает решительно против гомосексуализма еще и потому, что такая форма отношений между полами является прерогативой язычества. Христианский богослов Роберт Гэгнон также связывает заповедь из книги Левит 18:22, которая звучит так: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» c языческими ритуалами. Все дело в том, что в Древнем Израиле существовала однополая культовая проституция, против которой и выступали левитские законы в том числе как идолопоклонства.

В дальнейшем можно наблюдать преемственность заповедей книги Левит, которые регулируют сексуальные отношения, в новозаветный период. В своих посланиях апостол Павел не раз подчеркивал, что требования Бога о чистоте брака, которые изложены в законе Моисея, не теряют своей актуальности и для христиан. К книге Деяний Апостолов сказано, что люди должны воздерживаться от «идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», где под блудом понимаются любые незаконные сексуальные практики, среди которых инцест, прелюбодеяние, мужеложество и скотоложество.

Святые отцы подчеркивают, что термин «мерзость» употребляется по отношению к однополым связям неслучайно. Как говорит американский социолог и криминолог Дэвид Гринберг: «Когда слово toevah (мерзость) появляется в еврейской Библии, оно может относиться к идолопоклонству, культовой проституции, магии или гаданиям; иногда оно используется в более широком контексте. Но оно всегда обозначает нечто ужасно отвратительное. Этим же словом Библия описывает принесение в жертву идолам детей».

А что говорят святые отцы Церкви?

Как уже было сказано, нравственные и ритуальные нормы иудаизма регламентировались Законом Моисея. У иудаизма и христианства общий первоисточник – Ветхий Завет, позиция которого по отношению к гомосексуальному поведению ясна и однозначна – это грех, богопротивное занятие, противоречащее Божественному замыслу о человеке. Христианство переняло нравственные заповеди Ветхого Завета, и эту преемственность можно проследить при сравнении трудов историков и богословов первых и более поздних веков.

Вот как говорил святитель Феофан Затворник: «Заметь, какие сильные выражения употребляет Апостол в Рим. 1:26–27. Не сказал, что они питали взаимную любовь и вожделение; но что: разжигались похотью своею друг на друга…. Ибо всякий, преступающий законы, постановленные Богом, питает вожделение к несродному и незаконному». А вот слова святителя Иоанна Златоуста: «Диавол видел, что само вожделение всего более соединяет полы; посему старался разорвать сей узел, дабы не только противозаконным расточением семени пресечь род человеческий, но истребить, вооружив людей друг против друга».

А вот как говорил об этом преподобный Максим Грек: «Вы, ослепляясь и прельщаясь богомерзкою вашею плотскою похотью, не только лишаетесь этого достоинства и красоты образа Божия, которым были почтены, но и соделываетесь неразумнее и бессловеснее всех бессловесных скотов, дерзая бесстыдно пред пречистыми очами Создавшего вас, на богомерзкую скверну… Поэтому следовало бы христианам, и к тому же имеющим такое страшное указание гнева Божия, не только гнушаться такой богомерзкой скверны, которая, преимущественно пред всеми другими беззакониями прогневляет Вышнего... и предавать анафеме тех, которые творят такую скверну и не считают ее преступлением, тогда как эта богомерзкая скверна разжигает нестерпимый гнев Божий».

Также осуждали гомосексуальные отношения Василий Великий, Григорий Нисский, блаженный Августин, Иоанн IV Постник и многие другие.

Наказание за грех

Опираясь на позицию Церкви в этом вопросе, христианские государства принимали законы, карающие однополые отношения. Во время правления императоров Констанция II и Константа мужеложников карали смертью, а во времена правления императоров Валентиниана II, Феодосия I Великого, Грациана их публично сжигали на костре. В те времена считалось, что этот грех может стать причиной голода, землетрясения и мора от болезней. 

В период с VI по XIV века мало что изменилось. Церковь по-прежнему считала содомию самым тяжким сексуальным грехом. Святые отцы Церкви говорили, что она бросает вызов «красоте, разуму и природе». В Средние века также было распространено убеждение, что страна или город, погрязшие в этом извращении, могут навлечь на себя кару Господню подобную той, которая постигла Содом и Гоморру. Святой Василий Великий в своем седьмом правиле квалифицирует мужеложство как тяжкий грех, который заслуживает осуждения. Повинные в этом грехе должны отлучаться от церковного общения и нести епитимию.

Святой Григорий Нисский приравнивал мужеложство к прелюбодеянию и считал, что согрешившие в этом должны быть на много лет отлучены от Евхаристии. Константинопольский патриарх Иоанн Постник (VI в.) указывал конкретный срок епитимьи – 15 лет. На сокращение этого срока могли рассчитывать те, кто искренне раскаялся и исповедовал свои грехи, кто сделал это лишь однажды по невежественности или безграмотности. 

Современный взгляд

В XX-XXI веке отношение к гомосексуальности в обществе меняется, особенно это видно на примере западных стран. Первоначальное отношение как к греху и установленному Богом порядку сменилось отношением как к заболеванию, преступлению против общественной морали, а сегодня и вовсе все чаще можно услышать о том, что гомосексуальность не поддается изменению и является нормой для человека. Такие изменения во взглядах ставят Православную Церковь перед необходимостью сформулировать и утвердить свое отношение к этому явлению.

Здесь надо сказать, что христианство считает грехом лишь гомосексуальное поведение, не квалифицируя как грех гомосексуальное влечение. Христианство проводит четкое разграничение между ними, и в этом нет ничего удивительного, ведь одно дело, когда человек поддается блудной и противоестественной страсти, а другое дело, когда он борется с ней, не допуская даже мысли о том, чтобы воплотить свое желание в жизнь. Человек может контролировать свою гомосексуальность, понимая, что это грех. Но не все гомосексуалисты имеют влечение к представителям своего пола. Гораздо страшнее, когда у человека нет гомосексуальных наклонностей, ведь гомосексуальное поведение – это не всегда следствие тяги к противоположному полу. Для многих это лишь крайняя степень аморальности и порочности.

Считается, что именно таковыми и были содомляне, наказанные за дерзостное греховное поведение. Комментирующие это место в Библии богословы указывают на особую тяжесть этого преступления, потому как действия содомлян были направлены на гостей. То есть это было уже нападение с отчетливыми гомосексуальными намерениями: «Городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19, 1–26). 

Священник Лев Шихляров считает, что жители Содома и Гоморры были не только половыми, но и духовными извращенцами, жестокими и ненавистными. В Толковой Библии Лопухина есть указание на то, что «вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование «содомского греха»». Дела Содома и Гоморры дошли до Бога и повлекли возмездие, потому что их грех относится к греху «притеснения слабых сильными, соединённому с кровопролитием и убийством». То есть для содомлян была характерна крайняя нравственная распущенность, высокомерно-презрительное отношение к низшим и слабым.

Все это можно наблюдать сегодня в западных странах среди пропагандирующих себя представителей ЛГБТ-сообществ. Они навязывают свое отношение к сексуальным отношениям всему остальному миру и не просто навязывают, а откровенно заявляют, что намерены низвергнуть все морально-нравственные устои, уничтожить сам институт брака как таковой. Пока правительство западных стран в бессилии разводит руками, Россия защищает себя и свои ценности путем установления соответствующих законов, популяризации истинных идеалов, о которых говорил Иисус Христос.

Врачевание молитвой

Православная Церковь не признает врожденный характер гомосексуальной ориентации. Она считает, что греховное повреждение человеческой природы можно изменить, преодолеть в духовном усилии, направленном на исцеление и личностное возрастание человека. Как и другие страсти, терзающие падшего человека, ее можно уврачевать таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Евангелия и святоотеческих трудов. Кроме того, помощь и поддержку такому человеку могут оказать члены общины. 

Духовный и пастырский опыт свидетельствуют о том, что в большинстве случаев гомосексуальное поведение является личным выбором человека, поэтому приравнивать сексуальные меньшинства к национальным, расовым и социальным недопустимо. Объявлять нормой противоестественный порок – что может быть страшнее? Позиция Церкви по данному вопросу использует в качестве основания Божественное Откровение, слова Господа нашего Иисуса Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской... горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:6–7)…

Церковь не осуждает грешника, но молится об освобождении его от власти греха. Греческий старец Порфирий Кавсокаливит вспоминал о таких людей, с которыми он был знаком, «однако они не только не уклонились ко злу, но напротив, удержали свою природу связанной целомудренными и святыми помыслами. И прожив свою жизнь подобно земным ангелам, эти люди получили от Христа великий венец девства».

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.