Почему человек не мог произойти от обезьяны?
Перед тем, как с чем-нибудь спорить или соглашаться, нужно выяснить, что оно означает. Так, большим предметом споров в богословских и научных кругах является происхождение человека. Является ли его предком обезьяна или человека создал все-таки Бог? Как часто можно услышать доводы атеистов, что Земля, возраст которой насчитывает миллиарды лет, не могла быть создана за 6 суток, как это написано в библии. Еще одно устоявшееся клише звучит как «наука доказала, что Бога нет», или вот еще одно, пропагандируемое под знаменем Коммунистической партии: «Гагарин в космос летал и Бога не видал». Непосвященному и далекому как от религии, так и науки человеку может показаться, что они спорят между собой по поводу происхождения человека, но так ли это? На самом деле пропагандой молодого возраста Земли и создания живых организмов одномоментно и в том виде, в каком они существуют сейчас, занимаются разве что секты креационистов. Наука же и религия идут рука об руку, а все споры между ними возникают из-за того, что одни и те же фразы для разных сторон означают разные вещи, но в одном они сходятся – человек никак не мог произойти от обезьяны. В Писании сказано: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так» (Быт.1:9). А что же наука? А наука утверждает, что Вселенная и все в ней появилось в результате Большого Взрыва. Кстати, эта теория многих атеистов заставила пересмотреть свое отношение к происхождению человека и согласиться с Божественным вмешательством в этот процесс. Еще одно тому подтверждение связано с возможностями человеческого мозга. По теории эволюции человек совершенствовал свои навыки в борьбе за существование, но только что-то эти самые навыки намного превосходят простые потребности в еде, пище, крове и размножении. Да, нет причин сомневаться, что человек принадлежит к животному миру, но он единственный представитель двусоставного существа, принадлежащего как материальному, так и духовному миру. Сказано в Писании: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). То есть бессмертную душу в этот прах вдунул Бог, но религия никак не отменяет того, что материальное, биологическое естество человека могло быть сформировано в ходе долгого процесса эволюции. Профессор, протоиерей Василий Зеньковский говорит о наделении Земли при творении мира даром активности: «И этот дар активности, действующий и поныне, связывает мир с его Творцом». То есть господь наделил материю способностью к развитию, а задача науки – изучить это развитие, чем она, собственно, и занимается. Бог не самоустранился после создания Мира, позволив ему развиваться так, как ему вздумается. Да, определенную свободу Он ему предоставил точно также, как Он предоставил эту свободу человеку выбирать как ему жить и к чему стремиться. Однако, Бог не может спасти нас без нас. Мы выбираем куда идти – К Богу или от Него, а Он уже либо помогает, либо остается сторонним наблюдателем. Также и в мире. Он находится в синергии с Богом, то есть в соработничестве с Ним, но это не прекращает работы эволюции. Напротив, мир посредством действия эволюционных механизмов достигает состояния, о котором сказано: «Хорошо весьма» (Быт. 1,31). Идея возникновения сущего из ничего, сложного из простого перекликается как в религии, так и науке. По мнению архиепископа Михаила (Мудьюгина), в описании процесса эволюции органического мира начиная от растений и заканчивая человеком в библии и учебнике биологии есть немало совпадений. Последовательность возникновения на планете живых существ одна и та же как в Священном Писании, так и трудах Дарвина, Менделя, Тимирязева, Уоллеса и др.«Я знаю, что я ничего не знаю»
Живая душа
Совершенствование человека на пути ко Христу