Ответственность за свою духовную жизнь христиане возлагают на духовника
Да, с одной стороны без наставника, без духовного отца вести правильную и богоугодную духовную жизнь невозможно, а с другой разве можно возлагать на священника полную ответственность за себя и свои действия? С каждого Господь спросит отдельно, а потому и отвечать перед Ним только за самого себя. Апостолы были поставлены на служение Самим нашим Господом Иисусом Христом, получив власть вязать и решить, строить и хранить Церковь. Сегодняшние священники – потомки апостолов соблюдают все, что повелел своим ученикам Господь. Они ведут свою паству ко спасению, выступая в роли посредника между человеком и Богом. Но при этом их власть нельзя сравнивать с неким мирским управлением. Они не могут насильственно воздействовать на своих «подчиненных», требовать от них выполнения тех или иных законов. Они поставлены на то, чтобы идя путем христианской жизни, своим примером в первую очередь, а проповедью – во вторую привести ко Христу вверенных им людей. Церковь дала им власть не для того, чтобы извлекать какую-то выгоду, самореализовываться или ставить сомнительные эксперименты на доверяющих им людях. Самая главная ошибка верующих – думать, что благодать священства действует «автоматически». Многие рассуждают так: «Пусть священник и не сведущ в каких-то вопросах, но за мое послушание Бог откроет ему. Если и я без рассуждения сделаю так, как батюшка скажет, то благодать даст мне то, что надо». В этом есть какая-то доля магизма и язычества. Благодать священства, как и всякая благодать вообще действует только тогда, когда мы ей содействуем. То есть от нас требуется не слепое повиновение, а нравственное усилие, чтобы раскрыть благодатное действие дара Божия. Нужно уметь различать послушание каждого христианина Богу, монашеский обет послушания старцу и следование мирянином советам духовника. Да, в монашестве послушник строго выполняет наказы старца, но где мы, а где монашество? Да и что касается духовника, то зачастую мы лишь обманываем себя, что готовы следовать советам батюшки, а на самом деле бегаем из храма в храм, ища «удобного» священника, который говорил бы только то, что мы желаем услышать. Каждый верующий в процессе духовного роста сталкивается со множеством проблем и неясностей, теряясь в море преданий, мнений, идиологем. Бывает, что на один и тот же вопрос один священник отвечает так, а другой – по-другому, а в книжках и вовсе третье написано. Поэтому главная задача каждого христианина – утверждаться в вере, постоянно изучать то учение, которое мы исповедуем, как сказал апостол Павел: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16).О таинстве священства
«На автомате»