Оглашение – что это такое?
Название этого термина происходит от греческого «катихео», что означает «оглашать, устно наставлять». Оглашение является частью чинопоследования таинства Крещения и призвано подготовить к нему человека, наставить его в вере. Оглашение сегодня является заключительным актом приготовления к Крещению, а когда-то он был отдельным обрядом, предшествующим этому таинству. Данное священнодействие имеет глубокий символический смысл. Самые существенные из его действенных значений заключаются в заклинании сатаны, отречения от него, выполнение обета сочетаться Христу и исповедание православной веры. Со времени появления христианства практика оглашения претерпела немало изменений. Сегодня ее нередко заменяют синонимом «катехизация», но это не совсем верно. Катехизация очень близка по своему понятию к оглашению, но все-таки имеет более широкое определение. Участие в оглашении – принятие в катехуменат является обязательным для всех, принимающих Крещение, тогда как катехизацию, заключающуюся в наставлении в основах православной веры, проводят по отношению ко всем желающим – крещеным и некрещеным, атеистам и людям другой религии. То есть любой человек, который захочет стать членом Православной Церкви, может обратиться в приход и приступить к обучению истинам вероучения Христа. Чтобы немного разобраться в этом понятии, стоит обратиться к опыту древней Церкви. Во времена апостолов таинство Крещения совершалось над всеми, заявляющими о решении креститься. Никакой особой подготовки к этому тогда не проводилось. Необходимость в ней возникла во II–III веках, когда многие люди принимали христианство не искренне, а во времена гонений отпадали от него. Тогда Церковь отказалась от практики Крещения сразу после изъявления желания принять христианство и установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших к тому, чтобы вступить в общество христиан. К концу III века сложилась двухэтапная практика подготовки. Сначала человек становился «вопрошающим», то есть начинающим учеником, которого наставляли в вере. Затем посредством специальных обрядов его делали «оглашенным». По мнению блаженного Августина, такой человек уже считался христианином, но еще не «верным», поэтому участвовать в Литургии Верных и причащении не мог. Такая подготовка к таинству Крещения могла длиться долгие месяцы, а то и годы. Трехлетнее обучение Слову Божьему – обычная практика тех лет. При этом оглашаемые стояли в храме отдельно от верных, а наставники не только обучали их, но и молились за них, возлагая на них руки особыми охранительными молитвами, как это делали пресвитеры. Когда гонения прекратились, а христианство фактически стало государственной религией Рима, язычники уже хорошо знали основы учения Церкви, то есть фактически были оглашенными. Поэтому срок подготовки к принятию Крещения стал постепенно сокращаться и достиг 40 дней. Такой же срок согласно постановлению Святейшего Правительствующего Синода от 20 февраля 1840 года, был установлен и в Российской Империи. В Советское время чин оглашения существенно упразднился. Да, на некоторых приходах до сих пор требуют соблюдения поста перед Крещением или крестят перед литургией, как этого требует Номоканон. В некоторых храмах осуществляется полный чин оглашения задолго до Крещения, а на Литургии присутствуют оглашенные, но такое бывает нечасто. Процедура оглашения проводится как над взрослыми, так и младенцами, но если первые могут самостоятельно объявить о своем искреннем желании оставить прежние заблуждения и греховную жизнь, то за младенцев это делают восприемники, поручаясь за веру крещаемого. При Крещении взрослых крещаемого молитвословиями и священнодействиями отделяют от общества неверующих, нарекая ему христианское имя. Затем совершаются три этапа оглашения: Первый осуществляется в притворе, у церковных дверей. Человек приводит свои заблуждения касательно истинной веры Христовой, отрекается от них и объявляет о своем желании сочетаться Христу. На втором этапе человек клятвенно обещается отвергнуть прежние заблуждения, принять догматы Православной Церкви. Третий этап заключается в том, чтобы отогнать дьявола молитвами и священнодействиями. Первый и второй этап оглашения осуществляется только по отношению к взрослым. Третий уже проводится как над взрослыми, так и младенцами. Сначала священник трижды дует на лицо человека, затем трижды осеняет его чело и перси и приступает к чтению предогласительной и 4 заклинательных молитв. По завершению батюшка трижды крестообразно дует на оглашенного, произнося при этом особые слова на отгнание сатаны. У этих обрядов очень древние корни. После дуновения, благословления и чтения предогласительной молитвы человек подготавливался к оглашению, то есть слушанию христианского учения. Благословением священник отделяет крещаемого от неверных, а возлагая на него руки преподает ему Божью благодать. Троекратное отречение от дьявола заканчивается тем, что сам крещаемый или восприемник младенца дует и плюет на дьявола в знак презрения. При этом он обращается на запад – в сторону царства тьмы, а при сочетании Христу – на восток, читая Символ веры и поклоняясь Богу. Затем священник читает молитву о крещаемом. После священнослужителю надлежит переоблачиться в белую фелонь, надеть поручи и после этого приступить к совершению самого таинства Крещения. Со II и по III века состояние оглашения подразделялось на три степени или класса: Первый – слушащие. Второй – коленнопреклонные или, по сути, оглашенные. Третий – готовящиеся к просвещению – Крещению. Оглашенные первого класса могли только слушать священное Писание, поучения и молитвы из притвора. Относящиеся ко второму классу стояли вместе с верными до совершения Евхаристии. После чего, преклонив колена и получив благословение предстоятеля, покидали храм. Оглашенные третьего класса пребывали в этом состоянии короткое время непосредственно перед Крещением. Он постились, молились, готовились к таинству и учились, что нужно отвечать при его совершении. Все это время, пока длился период подготовки к Крещению, их обучали истинам христианского вероучения, которое состояло в раскрытии всего домостроительства спасения рода человеческого в свете истории Ветхого и Нового Завета. В Советские годы сложилась традиции крестить всех желающих креститься. До сих пор некоторые священнослужители уверены, что нужно обязательно крестить всех, ведь не крещенный точно погибнет, а у крещенного есть шанс спастись. На первый взгляд это кажется правильным, вот только практика показывает, что лишь небольшой процент таких людей приобщается к жизни с Богом и в Боге, становится полноправным членом Церкви. Большинство относится к таинству Крещения как к некому языческому ритуалу. Родители крестят младенцев, аргументируя это желание странными и порой кощунственными вещами типа «чтобы не болел». Некоторыми движет многовековая традиция, ведь зачастую инициаторами Крещения выступает старшее поколение – бабушки и дедушки. Но православие говорит, что залогом спасения является покаяние, а если человек ни разу не был на исповеди, не причащался Святых Христовых Тайн, то его шансы на спасение остаются довольно туманными. В последние годы все чаще звучат призывы уделять особое внимание катехизации, которая предусматривает обучение истинам православной веры, воцерковление человека, то есть приобщение его к христианской богоугодной жизни. Готовящемуся к таинству Крещения человеку предлагается прийти в храм на несколько бесед, чтобы получить необходимые знания, почитать учебный материал. В конце концов, это нужно именно ему, ведь человек должен понимать, для чего он крестится, какую цель преследует и что хочет в конечном итоге получить. Крещение – это не гарантия получения богатырского здоровья. Стоит разочаровать родителей, думающих, что после совершения таинства младенец будет лучше спать, есть и пр. А если цель только в этом, так может и крестить лучше не надо? Главная задача Церкви на Земле – открыть Благую весть о Христе и обеспечить руководство христиан в обретении богоугодной жизни во спасение. Поэтому она стремится к тому, чтобы все крещенные стали воцерковленными христианами, практикующими, а не «номинально крещенными». Оглашение позволяет каждому человеку начать врастать в литургическую жизнь еще до Крещения, приобрести духовный опыт до того, как над ним совершится это таинство. Древние оглашенные были самыми лучшими христианами. Лучше, чем многие из современных верных. Кто-то скажет, что это было связано с эпохой гонений, когда новокрещеный нередко автоматически становился мучеником и исповедником среди языческого мира. Но мы помним и недавные большевистские гонения. Большая часть современных взрослых людей являются выходцами из Советского Союза, но лишь малая их часть ведет настоящую богоугодную жизнь. Дело не в этом, а в том, что в древние времена оглашенные уже имели все необходимые знания и опыт христианской жизни. Они молились, постились, совершали дела милосердия. Собственно, все, чего им недоставало, чтобы стать полноправными членами Церкви – это Крещения. Сегодня дела обстоят с точностью до наоборот. Человек крещен с рождения, но не знает ни основ православного вероучения, но приходской жизни. В лучшем случае он остается исполнителем обрядов, и только. Поэтому так важно получить опыт духовной жизни в оглашении. Это важно еще и потому, что в процессе таинства Крещения и миропомазания человек получает дары Святого Духа и только тот, кто готов к их получению, может их не растратить, а приумножить. Осознающий свои грехи, готовый к собственному исправлению человек получает, если так можно выразиться, хороший старт для духовного роста, стяжания добродетелей. Человек, который ничего о себе не знает и не осознает собственную греховную природу будет грешить по инерции и запачкается снова. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и мощнейшие искушения от духов злобы, которые претерпевает оглашенный. Не имея соответствующих знаний и опыта борьбы с ними, он может не выдержать нападок, а вот уже готовый к такой брани с высокой долей вероятности преодолеет все встающие у него на пути трудности. Оглашение и катехизация
Оглашение в древние времена
Как происходит чин оглашения?
Три степени оглашения в первые века христианства
Смысл оглашения и катехизации