Обедня о здравии или упокоении
Главным центральным богослужением для каждого христианина является Литургия. Однако при желании подать записку о здравии или упокоении, он может столкнуться с некоторыми трудностями и растеряться. «Подать на Проскомидию?» «А может быть заказать Обедню?» При попытке объяснить суть прошения и вовсе получает ответ продавщицы свечной лавки: «Вам лучше на молебен». Так что же такое обедня о здравии, чем она отличается от обедни о упокоении и как правильно подать такую записку? Чтобы понять, почему Литургию стали называть Обедней, необходимо вернуться в Новозаветные времена. Каждый верующий человек знает, что традицию вкушать на службе хлеб и вино, божественным образом превращающиеся в Тело и Кровь Христовы, установил сам Господь. Собравшись со своими учениками на Тайной Вечери, он установил таинство Евхаристии, преломив хлеб и раздав его апостолам со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело мое», а подав чашу с вином, сказал: «Сие есть Кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая». И вот уже две тысячи лет христиане выполняют наказ Господа, каждый раз причащаясь во время Божественной Литургии. Однако раньше они сами приносили в храм хлеб и вино. Причащались на службе, а по ее окончанию устраивали совместный обед, вкушая то, что осталось. Со временем традиция коллективных трапез ушла в прошлое, но сам термин «обедня» стали применять по отношению к Литургии хотя бы потому, что совершалась и совершается она в первой половине дня, до обеда. То есть Литургия – это Обедня. Как говорил праведный Иоанн Кронштадтский: «Литургия у нас еще называется обедней. Это Обед и Пир, на который Господь зовет через слуг Своих; слуги – это пастыри». Решив заказать обедню о здравии или обедню об упокоении, необходимо прийти в храм до начала службы и пройти в свечную лавку. В разных приходах встречаются различные наименования этой церковной требы. В одних можно встретить название «Заказная Обедня», в других – «Обедня о здравии» или «Полное поминовение». Это значит, что перечисленные в записке имена будут поминать на Литургии несколько раз. Первый раз священнослужитель делает это во время Проскомидии, вынимая частицы из просфор. Второй раз листочки с «Обедней о здравии» он берет на «сугубой ектении». Это особая молитва, в переводе с греческого означающая «протяжное моление». Сугубая – значит усиленная, на которой священник просит: «О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божьих и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их». Обедня об упокоении служится во время заупокойной ектении, в чем и заключается отличие между ними. Священник перечисляет указанные в записках имена усопших, призывая: «О приснопамятнех рабех Божиих покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся». Если после Литургии служится молебен о здравии или заупокойная панихида, то поданные на Обедню записки зачитываются на этих требах еще раз. При заказе обедни об упокоении или здравии необходимо помнить, что поминать можно только крещеных в православной вере христиан. Их имена необходимо записывать на листочек в родительном падеже. При этом в записке о здравии первым указывается имя правящего архиерея, потом духовного отца, а следом уже имена сродников. Не возбраняется делать к ним подписи, например, «младенца», «отрока», болящего, путешествующего. Что касается уже упокоившихся христиан, то к умершему менее, чем 40 дней назад делают приписку «новопреставленный», а если усопшего поминают в годовщину смерти, день именин или день рождения, то помечают «приснопоминаемый». При этом подписи можно сокращать.Как заповедовал Христос?
Когда читается записка на Обедню?
Что нужно помнить при подаче записки?