О святом престоле и его принадлежностях
Не секрет, что самым главным местом в храме является алтарь. Сам термин имеет латинское происхождение и переводится как «возвышенный жертвенник». Это возвышенное, неприкосновенное место, доступное лишь избранным. Так в Древней Греции называли кафедру, с которой выступали ораторы, обращаясь к народу. А еще под этим термином подразумевали судилище. Здесь цари и правители объявляли свою волю, вершили суд, раздавали награды и почести. Основополагающим местом алтаря является святой престол. Что означает это место в наше время, и какие принадлежности присутствуют на святом престоле? Престол делают четырехугольным или «четверочастным». Он олицетворяет четыре стороны света, то есть все страны, где может быть проповедано и услышано Слово Божие. Кроме того, это еще 4 времени года, 4 периода суток, 4 области земного бытия – неживая природа, мир растений, мир животных и человеческий род. Кроме того, четырехугольная форма – это Четвероевангелие, Которое проповедуется «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24,14). Четыре стороны престола – это 4 качества личности Спасителя, который был Великого Света Ангел, агнцем, то есть жертвой, принесенной за грехи человечества, Царем мира и Совершенным, свободным от греха, Человеком. Престол обязательно должен находиться на возвышении, чтобы его было видно отовсюду. Возвышаться он должен еще и потому, что на нем осуществляется высочайшее и пренебесное таинство. Стоит престол на четырех столпах. Это тоже неслучайно. Они олицетворяют собой пророков и апостолов. Именно столпы «делают трапезу высокою», они твердо ее поддерживают. Нередко бывает так, что престол устанавливают на одном столпе или, как правильно говорить, «единостолпии». Престол без столпов имеет вид сплошного четырехугольного ящика – ковчега. В любом случае высота его составляет 1 метр, а площадь зависит от площади всего алтаря. Если освящение храма осуществляется архиереем, то в центре престола под доской устанавливают пятый столбец, на который водружают ящик с мощами святых. Верхняя доска, которая своими углами точно ложится на столпы, в месте их соприкосновения заливается воскомастихом. В его состав входят мастика, воск, толченый порошок мрамора, алоэ, смирна, ладан. По мнению блаженного Симеона Солунского, все эти вещества, соединенные между собой, олицетворяют любовь к нам Христа Спасителя и соединение Его с нами. Для скрепления престола используются 4 гвоздя, которые знаменуют те гвозди, которыми Сын Божий был пригвожден ко Кресту. Престол омывают теплой святой водой, вином, вперемешку с розовой водой, помазывают святым Миром в знак того, что на Спасителя перед Его страданиями тоже возлили Миро. Святой престол – это самое главное место в алтаре. В пространстве между ним и Царскими вратами может находиться только священнослужитель. Прикасаться к нему и расположенным на нем предметам также может лишь один только батюшка. Святой престол – это Сам Бог, невидимо стоящий посреди алтаря. Симеон Солунский называет это место «пренебесным и тем, что превыше небес». Здесь приносится в жертву сам Иисус Христос. Он пришел на землю как Сын Человеческий, пришел чтобы пострадать за грехи всего мира. Совершаемая на литургии тайная и бескровная жертва снова и снова напоминает верным, Кому они обязаны своим спасением. Принимая эту жертву в себя, верные становятся причастниками живота вечного и бессмертного. Престол – это и училище, ведь отсюда нас поучает Тот, Который был единственным и главным Учителем. Еще одно его значение – судилище. Он олицетворяет собой Божий суд, где будет вершиться наша судьба по исходе из тела. Каждый православный верующий должен помнить о суде Христовом, когда нам предстоит явиться перед очами Господа, чтобы узнать о предварительном решении о своей участи. Решение о ней будет возвещено с престола, поставленного в алтаре. Ибо сказано: «Суд себе всяк яст и пиет». В течение всей Божественной литургии принято вспоминать различные дела Спасителя нашего, поэтому один и тот же престол в разные моменты службы принимает различные значения. Он может олицетворять собой святую трапезу. Сам Господь дал нам в пищу и питие Свои живожертвенные Плоть и Кровь в жизнь вечную. Симеон Солунский называет престол «страшной трапезой». Она стоит посреди святилища – алтаря, символизируя гроб Господень и таинство его страдания. Здесь, на этой трапезе приносится всемирная Жертва. Иисуса Христа закалают как агнца, чтобы мы стали бессмертными. Симеон Солунский пишет: «Посему-то трапеза и стоит среди алтаря, чтобы ее видели все и вкушали от нее все. От этого престол и называется трапезою, поелику Иисус есть животворная пища и сладость; тут находятся хлеб, укрепляющий и утверждающий верных, с вином чаша, которая веселит, животворит, согревает и упояет Божественною благодатию православных, и вода с вином, которая очищает, делает трезвым, орошает, напояет, заставляет приносить плоды и дает различные дарования». Поэтому св престол устанавливается в центре алтаря, чтобы все видели трапезу и могли вкусить от нее, причаститься. Сам термин «трапеза» применяют к одной верхней на престоле деке, которую располагают и укрепляют на столпах. «От сей-то деки и весь святой престол именуют трапезою». Установку деки, прикрепление ее на столпы осуществляет архиерей в присутствии епископов и иереев. Гроб Христов Святой престол – это одновременно и место погребения, куда положен был Иисус Христос. Это символический гроб, в который Спасителя положили Никодим и Иосиф. Симеон Солунский называет святую трапезу гробом, а алтарь «гробницей вокруг этого гроба». Это скиния, селение, жилище, где воссиял в славе Всесвятой. Вспоминаемое на литургии обстоятельство жизни Спасителя определяет и значение святого престола в этот момент. В разное время он может быть святой трапезой, страшным жертвенником, честным гробом, но здесь всегда таинственным образом пребывает Сам Господь, сидящий на херувимах. В разные моменты службы святой престол может олицетворять горницу, где была совершена Тайная Вечеря, вертоград, где был вырезан из камня гроб Христов, гору Елеонскую, с которой Господь вознесся в небеса и др. На св престоле имеется много принадлежностей и у каждой свое значение. Как уже было сказано, престол олицетворяет собой гроб Христов, а посему любому, имеющему плоть, то есть тело, полагается простая белая одежда. Есть она и у Господа, и называется «срачицей», что в переводе с греческого означает «приплотие». Это своеобразная плащаница, в которую было завернуто тело Спасителя в гробу. Опоясывание вервием тоже имеет символическое значение. Это путы, которыми был связан Иисус Христос, когда его вели на суд к первосвященникам. Вервие имеет длину 40 м. При освящении храма архиереем обвязка вервием осуществляется таким образом, чтобы на каждой стороне престола был образован крест. Если же освящение совершает простой священник, то вервию придают форму пояса в верхней части престола. Но не стоит забывать, что престол при этом символизирует селение славы Господа, поэтому поверх срачицы полагают другую одежду – светлую, сияющую, богато украшенную – индитию. Она выполняется по образу «блистающих риз Спасителя». Если срачицу или, как ее еще называют, катасарку полагают как на гроб, то индитию – как на престол Божий, не зря в этом случае поют: «Господь воцарился, в лепоту облечеся». До покрытия престола индитией архиерей совершает освящение храма в белой одежде, которую он надевает поверх святительских риз. При совершении действий, знаменующих погребение Христа, архиерей переоблачается. Теперь его одежда символизирует погребальную плащаницу. Когда же престол покрывают индитией, архиерей снимает погребальные одежды и предстает во всем блеске святительских риз, которые олицетворяют одежды Небесного Царя. В древние времена, когда православная Церковь переживала страшные гонения, ученики Христа служили первые литургии в катакомбах, гробницах, где были похоронены мученики за веру. Поэтому и престол играет роль гроба, где погребен не только Сам Спаситель, но и его подвижники, мученически пострадавшие за Того, Кого они исповедовали своим Богом. Они спогребаются вместе с Ним и вместе с Ним прославляются. Индитию на святом престоле покрывает илитон. С греческого это название переводится как «обвертка, повязка». По сути, это платок, которым обвязали голову Иисуса Христа перед тем, как положить Его в гроб. Он знаменует смерть и воскресение Спасителя. Этот платок по Воскресении Иисуса Христа апостолы видели среди других погребальных одежд. Он был «особь свит на едином месте». Точно также и сегодня принято свивать илитон и на него возлагать Евангелие. Священное Писание является обязательной составляющей принадлежностей св престола. По мнению Симеона Солунского, «Евангелие олицетворяет собой Иисуса Христа». С возвышенного места его видно всем и так и должно быть, чтобы все на него смотрели, особенно в те моменты, когда оно проповедуется. С напрестольным Евангелием священник совершает входы на литургии, на вечерне выносит на середину храма для поклонения и чтения. Его читают на престоле или в храме, а также осеняют им престол в начале и в конце службы. С древних времен Священное писание принято украшать драгоценными окладами, обложками, накладками. В илитон заворачивают освященный антиминс. Речь идет о четырехугольном плате из шелковой или льняной ткани, на которой изображен положенный во гроб Иисус Христос, орудия его казни и 4 евангелиста. В антиминс вшивают частицу святых мощей. В переводе с греческого этот термин означает «вместопрестолие». Когда-то частицы мощей вкладывали в престолы, а потом стали вшивать в плат и полагать поверх престола. Раньше престол в обязательном порядке освящал правящий архиерей, но при увеличении количества храмов стало проблематично добираться до самых отдаленных уголков и было принято решение освящать антиминс и отправлять его во вновь построенную церковь. Без этой неотъемлемой части престола совершать литургию нельзя. По идее, если под престолом водружали ящик с мощами святых, то в антиминс могли уже не зашивать частичку с мощами. Это тоже зависит от того, кто освящает храм – иерей или архиерей. В первом случае под престолом мощи не полагаются – они присутствуют в антиминсе на престоле. Но на практике антиминс на престоле всегда имеет в себе частичку святых мощей, даже если освящение храма проводил архиерей. На антиминсе постоянно присутствует губка, которая служит для сбора мелких частиц Тела Христова и вынутых из просфор частиц с дискоса в чашу. Ею же священнослужители оттирают руки и губы после Причастия. Она символизирует ту самую – пропитанную уксусом и желчью губку, которую стражники поднесли к устам распятого на Кресте Спасителя. Уже упомянутый илитон служит для хранения свернутого антиминса, который разворачивается лишь в определенный момент литургии. После его закрывают, сворачивая особым образом. Так как на престоле приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовых, то рядом со Священным Писание полагается быть кресту. Евангелие и крест открывают в Новом Завете Божественную истину о Домостроительстве спасения рода человеческого. То, что содержит в себе Евангелие, изображает Распятие Христово. На кресте Спаситель принес Себя в жертву, а если есть жертва, то должно быть и ее орудие. Крест – это еще указание и на таинство Троицы: прямая перекладина указывает на Высочайшего Отца, а поперечная – Сына и Святого Духа. На престоле может присутствовать несколько Священных Писаний и крестов. Каждое из них находится на особом месте и используется в различных таинствах. В ковчеге или киворе хранятся освященные Божественные Дары. Это одновременно место распятия, погребения и воскрешения Иисуса Христа. Второе значение ковчега связано со стражниками, которые охраняли тело Спасителя, дабы никто не смог его унести. Кроме того, кивот напоминает нам кивот и ковчег завета ветхозаветной церкви, где содержалась Божья святыня. Кивоту отводится место на краю престола в ковчежце. Он носит название «дарохранительницы». В чине преждеосвященной литургии его называют хлебоносцем. Он имеет вид сосуда, который выглядит как храм или часовня. В ней в особом ящичке в нижней части и хранятся Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. Иногда дарохранительницу в виде золотого или серебряного голубя подвешивали над святым престолом. В древние времена в восточных странах кивот хранили отдельно. Находящиеся в нем Преждеосвященные Дары использовались для причащения больных и немощных на дому. Сегодня в этом качестве используется дароносица – небольшой ковчежец или кивот, имеющий вид часовенки с дверцей и крестом наверху. Дароносица включает в себя ящичек для частиц Тела с Кровью Христовой, маленькую чашу, лжицу, иногда сосуд для вина. Дароносицы священники носят на груди в особом мешочке с лентой. По окончании богослужения все предметы святого престола накрываются особой пеленой – покровом. За престолом полагается устанавливать подсвечник и вешать лампаду с елеем. Подсвечник подает нам «истинный свет», а лампада – «милость». Надо сказать, что без престола никакой, даже молитвенный дом, не может считаться церковью. Это будет просто дом для молитвы. Дом без святого престола, мощей святых мучеников и других необходимых составляющих по словам Симеона Солунского «не есть скиния славы Божией, но жилище его; в таком молитвенном доме не приносятся на трапезе Божественные Дары, и Св. Духом не прелагаются по молитвам иерейским в Тело и Кровь Христову: в нем нет также трапезы, то есть престола».Устройство Святого престола
Жертвенник и училище
Святая трапеза
Место, где присутствует Господь
Срачица и индития на престоле
Мощи под престолом
Илитон на престоле
Антиминс и крест
Ковчег или дарохранительница
Другие принадлежности и возвышение престола