12.10.2020

О борьбе с помыслами и о добродетелях, необходимых для стяжания Царствия Небесного

Стяжание Царства Небесного – долгий и непростой путь. Не зря святые отцы говорят, что «Царствие Божие силой берется», а еще говорят, что «сила Божия в немощи совершается». Непосвященный человек может и вовсе запутаться. Так силой или немощью? И разве можно прорваться к Богу мощью и напором? Пришла пора разобраться, что необходимо для того, чтобы стяжать Царствие Небесное.  

Смирение – главное условие для вхождения в Царствие Небесное

Большинство далеких от Церкви людей неправильно понимают смысл термина «смирение». Им кажется, что наделенный этим качеством человек безвольный, слабый, жалкий и ничтожный. Но смирение – это вовсе не значит проявление слабости. Напротив, это как раз та сила, которая позволяет человеку адекватно оценить себя и свое место в этом мире. На противоположной чаше весов – гордыня. Это прародительница всех грехов и мать всех страстей. Гордый человек в превозношении себя над другими может дойти даже до соперничества с Богом. Гордыня требует постоянного подтверждения своей исключительности, все глубже и глубже засасывая человека в болото грехов и страстей.

До сошествия на апостолов Святого Духа, они тоже были подвержены человеческим страстям. Ими тоже одолевала гордость, когда они мерялись друг с другом в стремлении служить Господу и мечтали о том, чтобы быть бОльшим в Царствие Небесном. Спаситель учил их: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11,29). Но ученики не понимали Его. Тогда Он призвал дитя, поставил посреди них и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 2–3). Конечно, речь идет не о том, чтобы стремится достигнуть разума ребенка. Господь говорил о простоте, отсутствии у детей всякого лукавства.

Дети не могут так лицемерить и лгать, как взрослые. Они еще не способны добиваться своего ради получения какой-то выгоды. Они имеют о себе самих самое скромное мнение. Как часто это бывает у малышей, которые находятся среди взрослых. Они чувствуют свою ничтожность, слабость по сравнению с ними и это осознание является искренним, неподдельным смирением. Вот что является самым главным требованием и условием для стяжания Царства Небесного – неподдельная искренность. Человек может годами ходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться, но не имея в себе искреннего смирения он никогда не сможет стать ближе к Отцу Небесному.

Когда человек смиряется с задней мыслью, что это поможет ему чего-то достичь, получить «теплое местечко» в раю, то никогда он не достигнет желаемого, потому как «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать». Необходимо почитать себя ничтожеством не только внешне, но и внутренне, не думая о будущих благах, и воздастся вам.

Любовь к ближнему

«Возлюби ближнего своего, как самого себя» – эти евангельские слова многим успели набить оскомину, но этот непреложный постулат нельзя обойти или перешагнуть на пути в Царствие Небесное. Причем речь ведь идет не только о самых близких – родных, друзьях, коллегах. Речь идет и о самых ничтожных, с нашей точки зрения, людях. Для кого-то это бомжи, для кого-то – чиновники в правительстве. У каждого есть этакий образец гнусности, мерзости и неприязни, но даже через эту пелену необходимо рассмотреть и увидеть в каждом образ Божий. Каждый человек является «овцой» «стада» Христова, поскольку носит на себе имя Христа. 

Гордецы вполне естественно относятся к другим с презрением, считая их ниже себя. Но только Господь знает, каков человек – велик или ничтожен. Истинный христианин, мечтающий о стяжании Царства Небесного, смиряется настолько, что в каждом человеке видит образ Божий, принимая его и преклоняясь перед ним. Служа этому человеку, можно сподобиться величайшей награде – принять самого Христа, ведь именно ради каждого из нас Он пришел в этот мир – ради тебя, меня и всех вокруг – жалких, грешных, ничтожных, но любимых и родных, ведь все мы являемся дочерьми и сыновьями Отца нашего Небесного. 

Откуда приходят соблазны?

Спаситель предупреждал об опасности соблазнов, говоря: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18,7). Конечно, когда человек живет без Бога, как будто не замечая Его, то он и не думает ни о каких соблазнах, а просто живет в свое удовольствие. Воцерковленные же люди во все времена старались уберечься от соблазнов мира, закрываясь в своих общинах, ограничивая контакты с миром, светскими людьми. Это можно наблюдать и сегодня. Православные христиане стремятся отдать детей учиться в православные школы, а на лето отправить в соответствующие лагеря.

Они зорко следят за всеми контактами своих отпрысков, да и сами стараются общаться только с теми, кого знают по своему приходу. В этом они видят суть своего подвига – жить так, чтобы вокруг не было соблазнов, но полностью отгородиться от них невозможно. Да, по возможности необходимо уклоняться от них, но ведь греховные помыслы приходят к нам не только через людей и мир вокруг. Достаточно вспомнить, как Иисуса Христа одолевал сатана в пустыне, куда он удалился для молитвы. Немало святых подвижников, ведущих отшельническую жизнь, также подвергались нападкам демонов и темных сил. 

Бывают соблазны от нашей собственной плоти. Яркий тому пример – святой Иоанн Многострадальный. Даже удалившись от мира, воздерживаясь от пищи и воды, нося вериги, он был «томим на блуд». Преподобный так мучился, что даже зарыл себя в землю почти по плечи и в таком состоянии провел все Четыредесятницу. В конце концов он получил избавление от плотских страстей. Так что даже удалившись от мира, спрятаться от собственного естества и дьявола не получится. Но что же делать? Как же тогда быть? Святые отцы призывают не прятаться от соблазнов, а быть готовыми бороться с ними. 

Причиной всех соблазнов является падшее человеческое естество. Если бы душа была чистой и бесстрастной, никакое, даже самое соблазнительное впечатление, не смогло бы оказать на нее свое действо. Есть немало примеров, когда святые достигали такого бесстрастия, что на них не оказывало влияния ни дурное общество, ни человеческая нагота. После ниспослания на апостолов Святого духа, они проповедовали слово Божие по всему миру, общались с самыми разными людьми и не только не соблазнялись, но и обращали в веру тысячи людей. Так что все зависит от собственного внутреннего состояния. Можно взять с собой в пустыню все свои греховные помыслы, а можно жить в кишащем людьми мегаполисе и сохранить чистоту сердца даже среди этой суеты и многолюдности. 

Как бороться с соблазнами?

Но как же бороться с соблазнами, если они повсюду, на каждом шагу, везде? Спаситель говорил: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (Мф. 18,8). Что это значит? Это значит, что когда дело касается борьбы с соблазнительными помыслами, наше отношение к себе должно быть крайне жестоким, как жестока сама картина отсекающего свои члены человека. Очень сложно представить себе, как кто-то в нормальном уме и здравой памяти смог бы такое с собой сотворить. Но Спаситель неслучайно приводит этот образ. Только посредством такой «духовной ампутации» можно стяжать Царствие Небесное.

Причем Спаситель упирает на то, чтобы не просто отсечь и отбросить в сторону, а сделать это с ненавистью по отношению к той конечности, которая не дает войти в жизнь в высшем понимании этого слова. Ведь настоящая жизнь начнется только после телесной смерти. Пока это, если можно так сказать, «генеральная репетиция». Вся жизнь земного человека – это борьба между наслаждением и страданием, противостояние опасностям, которые, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «воюют» против человека, приближая его телесную смерть.

Лучше избавиться от соблазнов в этой жизни, отсечь их, став, как может показаться большинству, хромым и одноруким уродом, юродивым, но при этом избежать геенны огненной и войти в жизнь вечную. Под отсекаемыми членами тела принято понимать собственные привычки, образ жизни, пристрастия – в пище, быту, времяпрепровождении, но прежде всего речь здесь идет о помыслах, ведь грех и страсть начинаются именно с мысли о них. Это Божественный закон, который был дан, а скорее открыт Господом Иисусом Христом. Как-то обойти его, найти как в мирском Кодексе какие-то сноски, послабления, смягчения не получится.

Евангелие – учение Сына Божьего – это истина в последней инстанции. Этот закон в равной степени действует для всех. Как часто люди оправдывают себя, что не могут его соблюдать, потому как больны телом, слишком заняты на работе, погрязли в быту, так как имеют много детей, и прочее, прочее. Но пока мы не поймем, что необходимо понуждать себя, силой заставляя соблюдать слово Божие, с мертвой точки мы не сдвинемся. Мы так и останемся в болоте своих греховных страстей, потому как это для нас привычно, удобно, комфортно. 

У каждого есть шанс спастись

Иногда человеку кажется, что шанса спастись у него нет. Заглянув внутрь себя и поняв всю свою немощность и страстность, он мысленно делает отмашку рукой и решает жить, как жил. В конце концов, убеждает он себя, я не самый великий грешник. Все так живут. Я еще не хуже некоторых других. Таких большинство, но неправильно было бы думать, что одним суждено спасаться, а другим погибать, что одним Бог уготовал Царствие Небесное, а другим – ад и всепожирающий огонь. Отец наш Небесный ищет спасения для каждого человека. Спаситель так и говорил: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18,14).

Как пастух оставит в горах 99 овец и пойдет искать одну заблудшую, так и Творец Вездесущего переживает и скорбит о каждом человеке – даже самом отвратительном и падшем. Бог каждого создал свободным. Он никому не навязывается и ничего не требует. Он скромно ждет в сторонке и надеется, что человек все-таки одумается и придет к Нему. Ведь погибает он не по воле Божьей, а напротив, противясь ей, поскольку воля Божья заключается в том, чтобы он спасся. 

Как часто человек думает, что Бог его наказывает, что он терпит лишения, скорби, несчастья по Его на то воле. Но Бог никого не наказывает. Он предупреждает: «Не поступай так-то и так-то, и все у тебя будет хорошо». Он действует подобно родителю, который предупредил своего ребенка, что не надо совать пальцы в костер. Ребенок не послушался и сунул. Итог – ожоги, боль, плач. Родитель кидается к своему малышу, он его не укоряет, не ругает, потому как малыш уже наказан за свое своеволие – у него ожоги, но успокаивает его, жалеет, ласкает. Так и Господь наш. Он дал нам Закон Божий – живите и исполняйте, и достигните Царствия Небесного. Но человек горд. Он не хочет ничего слышать, а потом удивляется, почему у него все так плохо, почему все падает из рук, семейная жизнь не складывается, работы нет хорошей, с родителями непонимание.

Так что не стоит оставлять своих попыток спастись. Ничего не делается по мановению волшебной палочки, щелчку пальцев. Борьба с собственными грехами и страстями – это путь длиною в жизнь, двигаясь по которому человек неизбежно будет падать и подниматься, падать и подниматься. Достигнуть желаемого можно только с Божьей помощью, ведь не зря Спаситель сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». Стоит только захотеть, и само Небо начнет вам помогать, за спиной вырастут крылья, а все потому, что вас коснется Божья благодать, которая и помогла в свое время апостолам, преподобному Иоанну Многострадальному, Марии Египетской и другим многочисленным святым угодникам преодолеть себя и свою греховную натуру, тем самым стяжать Царствие Небесное. Помогай вам в этом Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram