Нравственность и духовность: в чем их отличие и схожесть?
Нравственность и духовность…Для большинства людей эти понятия тождественны. Более того, некоторые далекие от религии люди считают, что основное ее предназначение – воспитание нравственных людей, создание общества и мира, где все живут так, как говорили многие из великих людей, а также и Сын Божий Иисус Христос: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобою». На самом деле эти два понятия связаны друг с другом, но связаны вполне определенно: духовный человек всегда нравственный, но не каждый нравственный – духовный. В самом этом слове присутствует корень «нрав», или как еще говорили в старину «норов». Народная мудрость породила немало пословиц и поговорок со словом нрав: «всяк своему нраву работает», «злые нравы портят добрые дела», «не стой позади лошади, если не знаешь ее нрава», «жестокий нрав не будет прав» и т. д. Что такое нрав? Это привычки и навыки человека, его характер, который отражает стремление чувств, ума и воли. Каков у человека нрав, такова обычно его и нравственность. То есть нравственность – это совокупность моральных качеств, система правил и принципов поведения, основанная на его убеждениях. Нравственность заключается в самой природе человека. Ее основы заложены в нашем существе и обеспечивают высокое достоинство личности. Эти основы присущи всем людям, не зря еще апостол Павел в своем послании к римлянам сказал: «Нравственные потребности написаны в сердцах людей» (Рим. 2,14). Это движущий закон внутри каждого человека, но он же является добровольным выбором личности, который как раз и определяет степень нравственности или безнравственности того или иного поступка. В качестве основных нравственных ценностей у всех народов во все времена почитались честность, верность, трудолюбие, патриотизм, уважение к старшим. Людей, которые живут и действуют по этим неписанным законам, почитали и восхваляли всегда, ставили в пример другим и, надо сказать, было за что. Таких людей немало как среди опасных профессий – пожарных, военных, спасателей, так и среди простых граждан, которые вытаскивают провалившуюся под лед собаку, спасают ребенка, выпавшего из окна квартиры, покупают еду нищим. Каждый человек может стать этаким рыцарем на белом коне, спешащим на помощь страждущим, но можно ли назвать его духовным человеком? В Евангелие сказано: «Бог есть дух» (Ин. 4:24). Духовность – это причастность человека Святому Духу, это мера его приближения к Богу, Который каждого создал по Своему образу и подобию. Идеалом духовности в христианстве является Иисус Христос, Который для каждого верующего является примером добродетели и нравственности. Это – высочайшая норма и идеал человеческой жизни, и если человек способен в своих мыслях, чувствах и поведении руководствоваться воплощенными в Богочеловеке ценностями, то его можно считать духовным. Духовность – это высшая цель человеческого стремления. Это вершина и средоточие бытия, это благодатность, добродетельность и благочестие вместе взятые, а в высшем своем проявлении – святость. Так можно ли считать нравственность и духовность идентичными понятиями, или у них имеются некоторые различия? Нравственность – это наше правильное отношение к окружающему миру, к природе, к другим людям. В целом оно укладывается в золотое правило: не делай другому того, чего не желаешь себе. О нравственности человека мы судим по его действиям, что и понятно, ведь мысли то мы читать не умеем, мотивы другого нам не всегда понятны, и вот тут то и кроется основная загвоздка. Нравственность – понятие менее онтологическое. Она скорее нечто больше внешнее, чем внутреннее, и может быть связана с актерством, исполнением роли, притворством. Да, человек может внешне производить впечатление вполне себе нравственного человека. Он не убивает, не ворует, не изменяет свой жене. А если он смотрит фильмы фривольного содержания или читает соответствующие книги? Или вот возьмем политику и выборы в Думу. Каждый претендующий на место депутата стремится сделать как можно больше добрых дел. Он встречается с электоратом, решает вопросы и проблемы ЖКХ, помогает строить детские площадки и т. д. и т. п. С точки зрения морали и нравственности – это бесспорное добро, но, как правило, на этом все заканчивается, когда человек приходит к власти. То есть пока ему это было нужно и выгодно, он людям помогал, а когда он получил желаемое, то и необходимость помогать отпала. И таких примеров немало. Добрая соседка, помогающая немощной старушке по хозяйству, может делать это не из сострадания и милосердия, а в надежде получить после смерти ее квартиру. Бегающие в поисках пропавшей собаки дети надеются на вознаграждение, а ухаживающий за девушкой мужчина не преследует цели жениться, а хочет лишь соблазнить барышню и бросить. Никто не знает, какие мысли и чувства роятся внутри другого человека, что им руководит – тщеславие, расчет или гордыня? Ведь мотивы могут быть совсем не человеколюбивые, не исполненные любовью к ближнему согласно заповедям Божиим, а совершенно противоположные, подчас безобразные и отвратительные. Никто об этом не знает и не узнает. Все это в нем, в его духе. Внешне он может быть просто святым человеком, а внутри исполненным презрения к людям, гордыни, тщеславия. Вот почему мы так часто разочаровываемся в людях, удивляясь, как такой человек мог такое сделать? А просто иногда такой «святой сатана» вдруг показывает свои рога. Внешне то все мы благовоспитанные и преисполненные морали и нравственности, а затронь только самые потаенные чувства нашей души, попробуй сказать что-то против, так и прорывается наружу то, что так тщательно доселе скрывалось. Об этом очень точно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Делатель правды человеческой (то есть формально нравственных поступков - ред.) исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения... ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде; признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных» (Собрание сочинений свт. Игнатия, т. V, с.47). Что касается духовного человека, то этот человек прежде всего живет по законам совести, голосом которой, как известно, с нами говорит Сам Господь. Слушающий ее лукавить не может. У духовности нет двусмысленности и двойного дна. Духовное начало утверждает приоритет духа и Высшего Начала в человеческой жизни. Подлинная духовность от религиозности неотделима, потому как для следования за Христом, подражания Ему нужна как минимум вера в Него. Именно она соединяет Бога с человеком, дает возможность и силы следовать Его высшим императивам. Все тот же святитель Игнатий как-то сказал, что если бы человек смог оправдаться только своими добрыми делами, то в приходе Христа не было бы необходимости. И действительно, мало ли добрых людей было до нас? Немало, и поступки некоторых многократно перекрывали дела нынешних христиан. Они тоже выносили кого-то из пожара, помогали по хозяйству вдовам, снимали и отдавали нищему последнюю рубаху. Еще на египетских гробницах находили надписи типа такой: «Я никого не убивал, не исторгал слёз, не издевался над стариком, не огорчал отца, ублажал мать, делился хлебом с голодным, освобождал слабого от сильного в пределах своих возможностей, делал полезное правителю и говорил ему истину, не обижал вдовы, давал лодку для переправы на другой берег Нила. Потом я умер». Однако судя по коллективному опыту всего человечества, люди настолько пали, что без помощи свыше подняться у них уже не получится. И вся наша жизнь тому яркий пример, которую можно озаглавить словами апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Вся история развития человечества – сплошная череда обмана, войн, лукавства, насилия и жестокости, а все потому, что добро в нас всегда соединено с какими-то тонкими страстями и эмоциями. Совершая доброе дело, мы сами того не осознавая совершаем его из тщеславия, из желания услышать похвалу или просто для того, чтобы отвязаться от назойливого просителя. Добро и зло перемешаны в нас так, что мы порой и сами не знаем, для чего и ради чего мы поступаем так, а не иначе. Господь же ждет от нас бескорыстия и самопожертвования. Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего». Только Он дает нам силы, дыхание и саму жизнь, причем дает бескорыстно, только лишь на основании всеобъемлющей любви. Того же самого Он ожидает и в ответ. Поэтому, прежде чем сделать доброе дело, его сначала нужно очистить от эгоизма и амбиций, расчета и мамоны, потому как сами по себе добрые дела не спасают, а спасают лишь движущие мотивы. Спасителен не труд, а рождающееся от него смирение и трепет пред Высшим Началом, которое дарует нам все благое. Так ученик, у которого получилось сделать что-то самостоятельно, благодарит своего учителя, и без этой вертикали добрые дела всегда будут таить в себе неизбежные темные фрагменты, ложку дёгтя. И вот немного стало вырисовываться различие между понятиями нравственности и духовности. Можно быть нравственным человеком, но при этом совершенно бездуховным, потому как нравственность не гарантирует духовности. Нравственность тогда начинает положительно определять духовность, когда человек стремится к исполнению Божиих заповедей в своей жизни. Только в этом случае его поступки имеют положительную окраску и постепенно приводят к тем духовным ценностям, без которых вся нравственность сама по себе ничего не стоит. Духовность сокрыта от внешнего взора, она концентрируется в самом духе человека и внешне никак не выражается, или выражается незаметно. Духовность концентрирует в себе целомудрие, а целомудрие хранит себя в тайне от этого мира, да и Свои блага Бог также подает тайно, отсюда и Тайная вечеря, Таинства и т. п. Чем большие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает, и наоборот. Чем меньше их, тем больше человек выпячивает напоказ, хочет казаться тем, кем он на самом деле не является. Вспомним, сколько раз в Священном Писании при совершении чуда Христос просил никому об этом не рассказывать? Ведь это же поразительная вещь! А все потому, что духовная ценность всегда целомудренна. Не «ущербномудренна», а «целостномудренна»! Целомудрие прячется, скрывает себя. Именно поэтому, когда мы встречаем верующих людей, творящих милостыню напоказ, постящихся с постными лицами и молящихся при всех, мы понимаем, что с этими так называемыми «верующими» что-то не так. Иисус Христос завещал: «Если хочешь помолиться – затворись, затворись». Лженравственный и лжедуховный всегда доволен собой. Он ставит себя в пример и очень расстраивается, когда какие-то обстоятельства не дают ему проявить себя. Истинно духовный всегда чувствует свое несовершенство и недостаточность. Он всегда стесняется, ему трудно говорить, выступать на публике, рекламировать себя. Пока другие смело несут ахинею: «Слушай, весь мир!», они скромно стоят в сторонке, но не потому, что им нечего сказать. Как раз с этим то проблем у них нет, но внутреннее смирение не позволяет выпячивать свои достоинства. В каждом таком человеке есть ощущение, интуитивное видение, чувствование той святыни и нормы, перед которой «я что-то не то». Без вот этого христианского ключа грош цена всем добродетелям. Вот почему в христианстве считается самым страшным делом, когда человек говорит, что он «поступает исключительно добродетельно». Ключом к пониманию, что такое духовность и духовная жизнь, будут слова, которые процитировал на своей лекции профессор Московской духовной академии Алексей Осипов: «Святые оплакивали свои добродетели, как грехи». Этого совершенно не понимают далекие от Церкви люди, да и верующие подчас тоже от этого далеки, особенно верующие на Западе. По мнению все того же Алексея Осипова, весь католицизм построен на заслугах: «Вот я нищему подал у дверей храма, вот копеечку на счет детского дома перевел и вот уже я чувствую, что Господь находится передо мной в долгу». Весь католицизм исходит из ветхого человека. Его последователи не понимают, что добродетели могут быть осквернены гордыней, самомнением, тщеславием, человекоугодием. Ведь зачастую мы помогаем другим не потому, что так учил Христос, а потому, что нам это выгодно, мы делаем это в надежде, что в следующий раз этот человек поможет нам. Сами по себе нравственные принципы ничто, если они не подчинены духовности. Более того, даже их полное отсутствие может открыть дорогу в Царствие Небесное. Как же так, спросите вы? А так! Кто первым вошел в рай? Правильно, разбойник, висящий по правую сторону от Христа. За что? За какие такие заслуги и нравственные поступки ему было обещано блаженство в обителях Отца Небесного? Ни одна религия не сможет привести примера почитания негодяя святым только за то, что он согласился с тем, что был осужден по заслугам. Но именно этим примером христианство и показывает, в чем суть всей религиозной проблемы. А суть в исправлении духа, в приобретении правильной духовности. Неправильной нравственности, а правильной духовности! Да, нравственность – это одно из самых необходимых, но недостаточных условий. Это только средство, причем даже оно в случае с разбойником не работает. Исполнение заповеди – вот что обеспечивает приобретение правильного духа, Святого Духа в человеке. Именно в таком состоянии духа человек становится способным воспринимать Бога. Вопреки расхожему мнению, это не Он нас принимает или не принимает. Это мы не способны Его принять. Бог есть любовь, и в каждый момент нашей жизни Он дает нам лишь то, что будет нам полезным. Как часто мы ропщем на Него за то, что не дает нам просимого. Не дает богатого мужа, престижную работу, большой трехэтажный дом. А почему же не дает? А потому что дай нам это сейчас, мы такого пуха на себя накидаем, мы так зазнаемся, что и не подходи к нам, ты недостоин. Дай нам дар чудотворения, мы таких чудес натворим – мир содрогнется. Не зря говорят: дай человеку власть, и ты узнаешь, что он представляет собой на самом деле». Мы испорчены внутри, но не видим этого. И пока мы испорчены, пока мы не очистились и не увидели, сколько на самом деле на нас грязи, мы сами не сможем позволить Богу действовать в нас. Он уже и так сделал все, что смог. Он позволил Себя распять за наши грехи, а теперь стоит возле закрытой двери и стучит: «Вот, стою при дверях, и стучу, кто откроет Мне, – К тому мы войдем, и сотворим у него пир». Но ключом, которым мы можем открыть Богу эту дверь, является состояние разбойника, который сказал: «Достойное по делам нашим приняли». Состояние мытаря, о котором Господь сказал, что он «вышел более оправданным, чем фарисей». Поэтому нельзя путать нравственность и духовность. Они взаимосвязаны между собой, часто определяют друг друга, но это разные вещи. Нравственность – это одно из измерений и проявлений духовности. Оценку нравственности дают по нашим поступкам, а духовность – это внутреннее, невидимое сердечное расположение. Ее оценивают по характеру мыслей, движению души, по степени нравственной чистоты или, напротив, греховной скверны себялюбия, гордыни, сребролюбия, сластолюбия, порождающих целый букет различных страстей – зависть, лицемерие, лукавство, ненависть, неприязнь, похоть, коварство и др. Нравственные принципы в христианстве подчинены духовности. Она приоритетна и именно о ней следует говорить. Как часто людей обвиняют в том, что они смеют говорить о какой-то духовности, имея за плечами столько грехов. Но как раз этого стесняться не стоит. Тот, кто чувствует себя больным, говорит о своей болезни и возможном выздоровлении. Тот, кто ощущает себя здоровым, о болезнях не говорит. Поэтому ощущающий себя больным будет говорить о духовности, ведь это и есть здоровье души. Тому, кто не чувствует себя больным и грешным, духовность не нужна. Профессор Алексей Осипов обращает внимание на еще одну ошибку понимания христианства. О самой главной ошибке уже было сказано выше – христианство не говорит о морали и нравственности, оно говорит о духовности, но есть еще одно – социально-политическое понимание. То есть христианству приписывают роль этакого преобразователя человеческого общества в общество благоденствующих на земле. И якобы все нравственные принципы, которые проповедовал Христос, направлены именно на это. Сторонники этой идеи высказывают мнение, что христианство должно освободить людей от рабства, несправедливости, эксплуатации. Они считают, что оно призывает человека бороться с несправедливостью, и здесь все средства хороши, вплоть до насилия. Ведь выгнал же Христос бичом из храма всех торговцев? То есть применил насилие. А значит возможна и революция, и свержение власти, и война, если она преследует цель справедливости и всеобщего блага. Святые отцы не удивляются этому, а все потому, что люди склонны все приспосабливать к своему удобству и комфорту, в том числе и религию. Это отлично видно на примере протестантов. Грех верующему не вменяется во грех. А все потому, что они верят, что пострадавший за нас 2000 лет назад Христос принес полное удовлетворение за грехи каждого человека. То есть можно грешить и дальше, Сын Божий все искупил. Собственно, само богословие революции, по мнению профессора Алексея Осипова, своими корнями и своей базой имеет этот протестантский тезис. Но ни в Старом, ни в Новом Завете нет ни слова, ни одного призыва к революции, к свержению рабовладельческого строя, в эпоху которого и возникло христианство. Напротив, Христос призывает рабов повиноваться своим господам, а людей – власти, которая от Бога. Еще одно недоумение с социальной и политической точки зрения вызывает призыв Спасителя «не искать во что одеться, во что обуться». Уж не тунеядство ли Он пропагандирует? А просто мало кто обращает внимание на дословный перевод, который означает «терзаться». То есть Господь призывает не терзаться душою, то есть не отдавать всего себя собиранию земных благ и богатств. Прежде всего нужно искать Царство Божие и правду его. И последний аспект, который следовало бы обсудить: любовь, которая красной нитью проходит через все учение Христа. Как ее можно осуществить без ниспровержения социальной несправедливости? Но нам необходимо вспомнить, для чего же вообще пришел Иисус Христос. Разве Он обещал рай на земле? Разве он говорил о том, что подарит миру все возможные блага? Собственно, люди как раз этого от Него и ждали, а когда разочаровались в Нем, то распяли на кресте. Они ждали царя, который решит все их земные проблемы, накормит страждующих, как 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, исцелит от болезней. Он же говорил о Царствие Небесном и любви, отсутствие которой порождает все несправедливости, приводит к рабству, войнам, катаклизмам и социальному неравенству. Христос говорил своим ученикам: «Не называю вас рабами, называю вас друзьями». Христианство утверждает удивительную вещь: «Кто хочет быть первым, да будет всем слугой, да будет последним, кто будет господином, да будет всем слугой». А это и есть главный принцип удивительного нравственного равенства. Если каждый будет так рассуждать, то не все ли равно, каким будет строй – рабовладельческим, демократическим или диктатурным? Да пусть хоть монархия или анархия. Если каждый будет друг другу брат и друг, то все существующие проблемы общества решатся сами собой. Именно это и проповедует христианство, к этому призывает. Без любви христианства нет. Если ты верующий, то должен в каждом человеке видеть как минимум равного себе, а как максимум – того, кто стоит выше тебя. Этим постулатом низвергается любая социальная несправедливость. Так что не стоит рассматривать христианство в социально-политическом контексте. Вера – это вовсе не способ восстановить справедливость. В конце концов, если бы Господь поступал с нами по справедливости, то не спасся бы ни один. Царство Небесное было бы пустым. Христианство нацелено на совершенно другое – воспитание человека, человеческого сердца, достижение обожения и святости, к чему призваны все мы, созданные по образу и подобию Божьему. Только от нас зависит, какой выбор мы сделаем и чем будем руководствоваться – моралью и этикой, принятой в обществе, или сердцем, душою, голосом совести. Человек, которому свойственна духовность, готов к самоотдаче и саморазвитию. Он как Сократ, который сказал, что «знает, что ничего не знает». Идущий с Богом, за Богом и к Богу человек продолжает возрастать духовно до конца своей жизни. Даже великие праведники, творившие чудеса, обладавшие даром предвидения и в буквальном смысле светившиеся во время молитвы, говорили, что их духовный путь никогда не закончится, что нет предела совершенству. При этом видели и мнили они себя самыми худшими из людей. Однако совершенство это, обожение без помощи Божией, его благодати невозможно. Сам, своими силами человек достигнуть этого не может, слишком силен в нем первородный грех, слишком укоренились в душе страсти и пороки. Как говорил преподобный Ефрем Сирин: «Как ребенок не всегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершенного мужа, в полноту разумных понятий, так и рожденный свыше водою и Духом не должен оставаться в духовном младенчестве, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан через борьбу с духовными противниками преуспевать и расти до полноты духовного возраста...» Помогай вам в этом Господь!Что такое нравственность?
Что такое духовность?
Двойное дно
Нет двусмысленности и лукавству
Хранится тайно
Состояние разбойника и мытаря
«У кого что болит, тот о том и говорит»
Неверное понимание христианства