Неделя «О мытаре и фарисее». Камертон всего Великого поста
Молебен ко Господу в Свято-Вознесенской Давидовой пустыни:
Подготовка к Великому посту не зря начинается именно с недели «О мытаре и фарисее» (церковнославянское слово «неделя» переводится как воскресенье). Вспоминаемая в этот день притча является тем камертоном всего поста, без настройки на который легко могут обесцениться все наши усилия по соблюдению «диеты», увеличению количества ежедневных молитв и раздаче милостыни. По видимости она кажется простой, но на самом деле имеет много важнейших коннотаций, над которыми стоит подумать.
Прежде всего, фарисей и мытарь – это не просто «гордый грешник» и «смирившийся грешник». По сути, фарисей – это каждый активный прихожанин православного храма, воцерковлённый человек, у которого от «перевыполнения плана» духовной жизни закружилась голова, после чего в своём сознании он сдвинул Бога на второе место по сравнению с самим собой. В дочеловеческой истории это же произошло с самым совершенным из ангелов – Денницей. И сегодня мы знаем его под именем Диавола. Вот от какой глубины падения предостерегает нас Господь!
Итак, фарисей – это представитель богоизбранного еврейского народа, часто посещающий Иерусалимский храм. И по букве Закона Моисеева он не только праведен, так как соблюдает абсолютно все его предписания, но и свят, так как перевыполняет их. Вместо одного дня в неделю он постится два, а вместо выплаты в храм десятины от зерна и скота «даёт десятую часть от всего, что приобретает». По видимости, он даже молится самой совершенной из молитв, ничего не прося у Бога, а лишь благодаря Всевышнего.
Но в отличие от мытаря фарисей остановился в своём развитии. Перефразируя Шекспира, Бог сделал своё дело и может уходить» из его жизни. Фарисей не смотрит на Бога, а любуется своим собственным совершенством. Через это пренебрежение Создателем он потерял всё, хотя пока и не осознаёт этого. «Праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но, если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую ступень и уподобляет его бесу», – поясняет это блаженный Феофилакт Болгарский.
Иное дело мытарь. В современном мире это «коллектор», который «выбивает долги». Закон Моисеев и общественное порицание не дают ему забыть о том, что он встал на путь греха. Не дают забыть о том, что грех отделил его от Бога. Заметим, что в притче мытарь не просит Бога о прощении своих грехов, так как сам, по-видимому, не простил бы такое. Он просит лишь о милости со стороны Всевышнего, лишь о молитвенном общении. Мытарь просит Бога дать ему возможность изменить жизнь.
Вспомним, эпизод Евангелия, слова которого о возвышении и умалении перекликаются с окончанием притчи о мытаре и фарисее – благословение детей. Христос говорит ученикам: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:3-4). Главное свойство ребёнка, отличающее его от взрослого, в том, что он растёт и развивается. Он не потерял способность расти.
Мытарь – такой же духовный ребёнок. Как дети временами бывают жестокими и шкодливыми, так и мытарь временами совершал гадкие поступки. Но он умеет вглядываться внутрь себя. Умеет понимать, как и дети, что всё его существование «завязано» на родителей. Он жаждет диалога с Богом, нуждается в нём. А через это имеет и возможность к покаянию, возможность к спасению своей души. Стучащему мытарю Бог отворяет двери своего сердца, а нестучащему фарисею – нет. Именно поэтому мытарь, больший грешник по Закону, уходит более оправданным.
Первое условие выздоровления состоит в признании болезни. Когда мы видим свои язвы, нам это сделать легче. А уже следующий логичный шаг – обращение к врачу. Грешнику Бог по-настоящему нужен. С этого начинаются диалог, взаимопознание, любовь и преданность. Поэтому Спаситель так часто посещал видимых грешников. Например, начальника мытарей – Закхея. Поэтому в числе ближайших двенадцати апостолов имел бывшего мытаря Матфея.
В чём подражать фарисею и в чём – мытарю?
Но можно ли говорить о том, что поведению фарисея нам во всём подражать не стоит. Отнюдь! Сам Господь говорит в Евангелии: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). То есть пост, молитва, милостыня и прочие добрые дела, которые творили фарисеи, угодны Господу. Святые отцы также отмечали, что наша вера должна иметь конкретное воплощение в делах.
Это можно уподобить лодке с двумя вёслами, одним из которых будет любовь к Богу и ближним, жажда общения с ними, ощущение единства, а вторым – конкретные дела милосердия, поста, усиление молитвенного правила. Одно без другого всегда будет заставлять лодку крутиться на месте и никуда нас не приведёт. Вспомним, что и путь мытаря должен завершиться благочестивыми делами. Тот же Закхей, в духовном ликовании от близости Спасителя, заявил: «всем, кого обидел, возвращу четверицею».
Притча «О мытаре и фарисее» готовит нас к Великому посту. Она служит напоминаем о том, что лестница совершенствования бесконечна и по сравнению с Богом меркнут даже величайшие из святых. Так что нам всячески нужно избегать самолюбования, иметь своим примером и ориентиром Бога, осознавать, что только Он является для нас источником всех благ и жаждать общения с Ним.
Вместе с тем нужно избегать и искушения сосредоточиться лишь на бездеятельном созерцании своей греховности и заявить нечто вроде: «Благодарю тебя, Господи, что я не таков, как этот фарисей». Нужно воспринимать Евангелие единым целым. Использовать данное нам Богом окно возможностей и покаяться, как мытарь. Но как фарисей – закрепить покаяние делами милосердия, постом и усилением молитвы. Помолимся же о том, чтобы наша духовная лодка двигалась к Богу, а не кружилась на месте!
Молебен ко Господу нашему, Исусу Христу: