На Пасху и Троицу нужно постараться посетить кладбище, помянуть покойных
Вполне естественно, что верующие люди, в большие церковные праздники, посещают могилы своих усопших близких, чтобы помянуть их и помолиться за их души Господу. На Пасху, Троицу тянутся вереницы людей с цветами в сторону кладбища, но правильно ли посещать покойных в такие дни? В социологии – 20–25 лет – это поколение. Советское атеистическое время выбило из церковной традиции целых три поколения. Обычаи и нравы передаются от родителей к детям, ну, или от бабушек – внукам, но передать что-то через три поколения маловероятно. Родители современных взрослых детей были в основной своей массе атеистами. Они не посещали храм по воскресеньям и праздникам, зато массово ходили на кладбище, ведь есть хороший повод отметить праздник с теми, кто намного ближе к Богу, чем мы сами – с усопшими родными и близкими. Мы и сегодня чувствуем отголоски этой традиции, по сути, языческой и не имеющей ничего общего с христианством. На могилах устраивают настоящие застолья, распивают спиртные напитки, и даже такая благочестивая на первый взгляд традиция раздавание конфет и печенья превратилась в развлечение. Люди совершенно не понимают, в чем смысл поминовения и как оно должно правильно осуществляться, а вот это уже страшно, ведь эта же «традиция» перекочует и к их детям. Поистине, Пасха и Троица являются самыми главными православными праздниками. Первый – это день Светлого Христова Воскресения, а второй – день рождения Церкви Христовой. Это дни великой радости, которые несовместимы со скорбью по усопшим. Отметить эти праздники можно только одним способом – прийти в храм на Литургию, чтобы принять участие в богослужении, молитве и причастии. Пасха – это настолько светлый и радостный праздник, что заупокойных богослужений не совершают в течение всей Страстной недели и Светлой седмицы. Но это вовсе не означает, что Церковь забыла о своих усопших членах. Вовсе нет. Для поминовения она установила особые дни – это Радоница, празднуемая на 10-й день после Пасхи, и Троицкая родительская суббота, то есть день, предшествующий празднику Троицы. Конечно, если очень хочется помолиться за усопшего родного, если он как никогда нуждается в молитвенной поддержке, например, на 3-й, 9-й день после кончины, в течение всех 40-ка дней после смерти, то можно принять участие в поминовении на Литургии – за проскомидией, на сугубой ектении, а также в тайных молитвах после задостойника – так даже на Пасху молятся об умерших близких. Ключевое слово здесь «молятся». Не распивают спиртное, не едят, не оставляют еду на могилках, а молятся. Если уж речь идет о трапезе как о древнейшем церковном установлении, то ее смысл состоит в милостыне. Как сказано в Священном Писании: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк.14:12-14). Конечно, не стоит воспринимать призыв звать нищих и убогих буквально, к тому же в наше время это небезопасно, но всегда можно испечь пирожков и отнести бедной старушке-соседке, многодетным знакомым, людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Стоит попросить их, чтобы они помолились об усопших, и это будет самым лучшим благом для них. Хочется сделать для усопшего еще больше? Можно пригласить на кладбище священника и принять участие в общей панихиде или литии. Обычно батюшки так и делают, приезжая на кладбище в Радоницу и Троицкую родительскую субботу для совершения поминального богослужения. Время приезда можно узнать в храме, и таким образом принять участие в общем поминовении. Конечно, в крупных городах с этим сложнее. Кладбища огромные, расположенные в разных районах города, а на одного батюшку приходится по тысяче усопших, но не стоит расстраиваться. Вы всегда можете самостоятельно помолиться на могиле близкого, прочитав литию по чину для мирян за усопших. Не стоит забывать о личном чтении Псалтыри как о большом утешении для душ почивших христиан. Молитвы над гробом, на могиле усопших совершались всегда. Так происходило много веков назад, так происходит и сегодня, и в этом есть огромный миссионерский смысл. Одно дело, когда возле могилы сидит компания развеселых людей, для которых церковный праздник – это лишний повод напиться, и совсем другое, когда батюшка произносит священные слова, поет священные песнопения. Для многих это – живая проповедь. Без священника посещение кладбища – это лишь непонятный ритуал, а с ним люди вольно-невольно принимают участие в общей молитве, а кто-то, быть может, задумается о вечном, о Боге.Наши предки ходили, и мы ходим
Пасха и Троица – повод для радости!
Молиться с Церковью