Молитва преподобного Ефрема Сирина. О чем мы просим Бога?
С нами вы можете заказать за себя и своих близких поминовение о здравии на все дни Великого поста.
Четыре греха, которые нужно победить
Преподобный Ефрем Сирин был духовным гением. В своей покаянной молитве он просит Господа помочь ему изжить из своей души четыре греха: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия». Попробуем же вместе со святителями Лукой Крымским и Иннокентием Херсонским разобраться, почему победу именно над этими пороками преподобный Ефрем посчитал наиболее важной.
Многие могли бы удивиться: кто же не хочет отдыхать? Но святой Иннокентий призывает не путать передышку, необходимую нам после трудов, с опасной расслабленностью души и тела, результатом которой для падшей человеческой природы может быть впадение в любой иной грех. «Всякий праздно проведенный час ведет за собой потерю не только для здешней жизни, но и для вечности», – добавляет святитель Иннокентий Херсонский, имея в виду наше предназначение в течение жизни стяжать в себе благодать Духа Святого.
Святитель Лука Крымский писал о том, что дух уныния совершенно противоположен духу христианской любви, радости и энергии. По его словам, унылый человек теряет ревность в любых добродетелях и, если не воспрянет, может совсем уйти с пути Христова. А там, чувствуя себя оставленным Богом (хотя оставил Его сам), а свою жизнь пустой, такой человек может довести себя даже до самоубийства. Уныние часто проистекает из праздности. Поэтому, победив первую можно постепенно побороть и второе.
Следующим преподобный Ефрем просил Бога избавить его от любоначалия, то есть жажды власти над людьми. Опустошённые ленью и унынием души отстраняются от Бога, становятся эгоистичными. А это значит, что другие люди в их глазах становятся лишь средством исполнения собственных желаний. Это одно из проявлений любоначалия. С помощью Божией побеждая в себе любоначалие, мы естественным образом начинаем видеть в окружающих Образ Божий. И это порождает в нас восхищение людьми, а затем и любовь к ним.
«Каждое доброе, мудрое слово живет в сердцах людских и приносит благие плоды на долгие годы. Всякое злое слово – клевета, ложь, злословие – тоже живет чрезвычайно долго, много лет, вселяется в умы, в сердца и близких, и далеких людей, направляет их мысли, их желания», – напоминает святитель Лука Крымский. Бог и святые воскрешали людей даже словом! Слово имеет огромный вес и служит прологом к любым нашим делам. Именно поэтому, смирив душу и тело нужно не забыть обуздать и язык.
Какие добродетели мы просим взамен?
В противовес четырём опаснейшим грехам, преподобный Ефрем просит у Бога даровать ему четыре добродетели: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». И действительно, «свято место пусто не бывает». Святой Давид Псалмопевец также учил: «Уклонися от зла, и сотвори благо». Ведь если пороки в душе не заместить добродетелями, первые обязательно вернутся и даже усугубятся.
Целомудрие мы часто понимаем в сексуальном плане – как воздержание от интимной близости. Но христианское понимание этой добродетели гораздо шире. Это цельный взгляд на мир, на себя и других людей. Умение видеть взаимосвязи. Умение видеть вещи такими, какие они есть, которое естественным образом ставит во главу картины мироздания Бога, порождает в нас восхищение Его величием и любовью и смиряет нашу гордыню.
Так из целомудрия постепенно вытекает смиренномудрие – следующая добродетель, которой мы просим словами молитвы преподобного Ефрема Сирина. «Помните, что заповедь о смирении – это первая заповедь блаженства, а если первая, значит, самая важная. Разве не хотите, чтобы Бог призрел на вас? А если хотите, знайте и помните, что Бог призирает на смиренных сердцем», – напоминает святитель Лука Крымский.
«Все мы так или иначе – страдаем; у всех природа отвращается скорби и печалей; посему каждому нужен дух мужества и терпения, дабы не поникнуть под печалью, не предаться малодушию и ропоту», – говорит о следующей добродетели Иннокентий Херсонский. Если сребролюбцы терпеливо ждут возможности нажиться на ближнем (дела неправедного), то каждому, кто желает взойти в Царство Небесное по лестнице добродетелей терпение ещё более необходимо.
Наконец, преподобный Ефрем не мог не попросить у Бога высшей добродетели – любви. По словам святителя Луки: «Любовь – это все, ибо все, что говорил Господь Иисус Христос, что совершил во дни Своей земной жизни, и прежде всего то, что явил на Голгофе, есть сплошная великая проповедь о любви. Значит, любовь есть то, о чем должны просить всегда, настойчиво, постоянно. Любовь есть то, стяжать которое – величайшая и основная задача жизни нашей».
Великопостная молитва преподобного Ефрема
Духовная гениальность молитвы преподобного Ефрема Сирина вдохновила даже Александра Сергеевича Пушкина, который за полгода до смерти написал на её мотив стихотворение: «Отцы пустынники и жены непорочны…». Не случайно Святая Церковь избрала именно её в качестве великопостного ориентира покаяния и любви для каждого из нас. Её принято читать не только на всех богослужениях суточного круга, но и в домашней молитве.
В конце своего молитвословия преподобный Ефрем мудрейше просит у Бога сподобить его, во-первых, видеть свои прегрешения – что должно привести к покаянию и спасению, во-вторых, видеть при этом только свои недостатки, прощая ближним их слабости. В этом месте его воззвание перекликается с молитвой «Отче наш…», где мы просим у Господа так же милостиво простить нас, насколько чистосердечно мы сами прощаем окружающих. Помолимся же уже сегодня словами молитвы преподобного Ефрема, чтобы не только для него, но и для нас Господь стал «владыкой жизни нашей»!