Кто такие юродивые ради Христа? Святые Запада и России
Помолимся же ей сегодня, о наших земных нуждах и восхождении по лестнице добродетелей в Царствие Небесное!
Греческое слово «салос» и его славянская калька «юродивый, уродивый, юрод, урод» – происходит от греческого же глагола «салео» – «колебаться, качаться». В классическом понимании, «салос» или «юродивый» – это не просто тот, кто ведёт себя несколько необычно и говорит странные слова. Как правило, это человек крайне опасный – глупый, безумный, помешанный и даже буйный. Такие люди встречаются сплошь и рядом и являются психически больными, а не исполненными святости.
Иное дело – «юродивый ради Христа». Такие люди никогда безумными не были. Они лишь напускали на себя вид сумасшедших, чтобы через презрительное отношение со стороны окружающих победить собственную гордыню и избавиться от обязанности следовать всем установлениям общества (зачастую далёким от христианства). Юродство Христа ради, в отличие от реального безумства, это особый вид подвига.
Всех юродивых ради Христа в православии также именуют «блаженными» и здесь может возникнуть путаница. Есть и другие святые, которым в церковной традиции устойчиво усваивают эпитет «блаженный», но которые не относятся к лику юродивых ради Христа – это Августин Иппонский (святитель), Иероним Стридонский (преподобный) и Матрона Московская (праведная). Также не стоит путать православных блаженных – юродивых и католический чин «блаженных» обозначающий первую ступень канонизации, как бы «особо почитаемых христиан».
Распознать настоящего юродивого весьма непросто. Это могут сделать только люди, сами живущие высокой духовной жизнью. Ведь человек может принимать вид безумного по самым разным причинам. Например, царь и пророк Давид, будучи схвачен язычниками, притворился безумным перед одним из правителей филистимлян, чтобы избежать казни. А некоторые «старцы», «ясновидящие» и «оракулы» применяют схожие приёмы ради получения духовного авторитета и материальной выгоды.
Предшественниками блаженных – юродивых можно считать некоторых праведников и пророков Ветхого Завета – Иова, Иезекииля, Осию и других, которые известны своими странными поступками, обличавшими общественное беззаконие. Одной из первых юродивых ради Христа в новозаветном понимании юродства была монахиня Исидора Тавенская (Египетская), жившая в IV веке. Другим – инок Фома Сирийский, подвизавшийся в VI веке в Кесарии Каппадокийской.
На Западе одним из наиболее почитаемых юродивых ради Христа является Алексий, человек Божий. Сын знатных граждан Рима, в V веке он сразу после свадьбы оставил молодую жену и уплыл в Сирию. Здесь он 17 лет странствовал и молился, а жил подаянием. Затем святой вернулся домой в Рим и, никем не узнанный, стал жить под лестницей в доме своих родителей. Он терпел поношение от слуг и питался милостыней с хозяйского стола. И лишь после смерти из зажатого в руке послания родные подвижника узнали, кто он на самом деле.
Святой Симеон Юродивый (VI столетие) более полувека прожил в аскетических трудах на Святой Земле, после чего решил пойти в город Эмессу «чтобы смеяться над миром». Подвиг юродства он начал от городских ворот, откуда с дохлой собакой на привязи направился к храму. В храме Симеон тушил орехами свечи и кидал ими прихожанок, за что был избит мужчинами. После этого весь город стал презирать его. При этом, оставаясь наедине с другим местным подвижником, преподобным Иоанном, святой Симеон «никогда не показывал себя юродивым, но говорил с ним – разумно и со смирением».
Самым распространённым местом жизни блаженных стала Россия. В Русской Православной Церкви почитается сразу 36 юродивых ради Христа. В XIV веке таковым стал Прокопий Устюжский – богатый немецкий купец, который в России соприкоснулся с неповреждённым православием, крестился, оставил жену, детей и всё имущество и подался в мнимые безумцы. По некоторым сведениям, именно он был основателем будущего царского рода Романовых.
Блаженная Ксения Петербургская
Ксения Петербургская приняла на себя подвиг юродства ради Христа не ради победы над гордостью, а во имя любви к самому близкому ей человеку – мужу. Её муж, полковник Андрей Петров, был одним из лучших певцов придворной капеллы императрицы Елизаветы Петровны. Через несколько лет совместной жизни певчий внезапно умер, а его благочестивая супруга была поражена тем, что её муж не успел подготовить свою душу ко встрече с Богом, поэтому посвятила свою жизнь молитвам о нём.
Ксения переоделась в мундир своего мужа и объявила близким, что на самом деле умерла Ксения, а себя попросила отныне звать Андреем Фёдоровичем. Вдова раздала всё своё движимое имущество и подарила соседке свой дом. Целыми днями она бродила по Санкт-Петербургу и творила молитву. Никто не знал, где она жила и чем питалась. Многие жители столицы смеялись над праведницей, но вскоре стали замечать, что Господь благоволит матушке Ксении.
Её странные предсказания сбывались. Люди, благотворившие святой или просившие блаженную Ксению помолиться о них, получали помощь от Бога. Случайные свидетели ночных молитв юродивой ради Христа в поле или возле церквей передавали друг другу рассказы о её подвигах. Постепенно, жители Санкт-Петербурга начали почитать святую. Её стали привечать в домах, благословлять детей. В дома таких благотворителей Бог посылал достаток. Детки, посидевшие на коленях матушки Ксении, исцелялись от болезней.
В наше время чудеса блаженной Ксении Петербургской не стали менее обильными. Многие женщины молятся святой о знакомстве с благочестивым мужчиной для замужества, сохранении затухающего семейного очага, даровании ребёнка. По молитве перед иконами блаженной и её святыми мощами многие получают исцеления. Помолитесь блаженной Ксении Петербургской о себе и своих близких! Матушка может не только помочь в насущном, но и испросить для Вас у Бога такой же духовной мудрости, которой обладали все мнимые безумные ради Христа.