Крещение Господне. Кому не помогает святая вода?
Вы можете подать записку на праздничную службу в Вифлеем за себя и близких:
Зачем Богу очищение?
Все мы знаем, что вода – это лучший на Земле растворитель. Видимым образом она смывает с нас грязь и делает человеческое тело чище. Книга Бытия утверждает, что вода была и первой материей, сотворённой Богом: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2). Не случайно люди с глубокой древности усваивали воде способность очищать не только тело, но и душу.
Еврейский народ не был исключением из общего отношения человечества к воде. В преданиях израильтян остались сведения о том, что вода может погубить, как волны всемирного потопа, а может и спасти, как источник, изведённый Моисеем из скалы в синайской пустыне. Именно поэтому назореи, фарисеи и другие представители еврейского народа, стремящиеся к благочестию, практиковали ритуальные омовения.
Такое омовение было зримым образом внутреннего очищения. Решимости раскаяться во грехах и изменить свою жизнь. Именно поэтому пророк Иоанн Предтеча, проповедуя покаяние, крестил всех в водах реки Иордан. И чтобы люди имели некое зримое свидетельство чистоты Спасителя, Господь Иисус Христос перед огромным собранием народа также принял ритуальное крещение в водах Иордана. Конечно, самому Богу оно не было нужно. Но в таком свидетельстве нуждался народ для успеха будущей проповеди. И Господь пошёл на это.
Одновременно, своим вхождением в воды Бог освятил и их, открыв для нас возможность получать благодать Духа Святого посредством освящаемой воды. Это же действие Спасителя было прообразом будущих смерти и воскресения, следствием которых стало искупление человечества от греха. Наконец, в явлении Отца, Сына и Духа Святого Господь убедил в своём мессианском достоинстве пророка Иоанна и всех свидетелей этого события. Этим было положено начало Церкви, первыми членами которой стали ученики Предтечи.
Какая вода более святая – богоявленская или крещенская? Удивительно, но у многих невоцерковлённых людей этот вопрос вызывает ожесточённые споры. Не зная истории Церкви и Священного Предания, они стремятся получить обе эти святыни, усваивая им в своём сознании «разную силу» и применяя в кощунственных магических обрядах. Нетрудно догадаться, что таким отношением к святыне они лишают себя благодати Божией.
На самом деле, в оба дня вода освящается совершенно одинаковым «Великим чином освящения воды». Поэтому, они равнозначны и ни одна из них не является лучше или хуже другой. Помните слова святителя Иннокентия Херсонского: «Мы освятим воду благодатью Святаго Духа; а вы не рассвящайте ее духом неразумия и нестроения». Он же ответил и тем, кто стремится набирать крещенскую воду литрами: «Сила святой воды зависит не от количества её, а от веры, с коей употребляется».
Некоторые люди считают, что если крещенской водой омыть детей – они получат особое благословение от Бога, здоровье и защиту, но и это не так. Особое здоровье или исцеление от крещенской воды они получить могут – но только не от неё самой, а от Бога, через её посредство. По собственной вере и молитвам, или, если они сами ещё слишком малы, по вере и молитвам своих родителей.
Находятся и те, кто считает своей непременной обязанностью в день Крещения Господня искупаться в проруби, чтобы «очиститься от грехов». Однако купание в проруби в день этого праздника – всего лишь давняя народная традиция, возникшая в подражание омовению Спасителя в водах реки Иордан. А от совершённых грехов нас очищает лишь таинство Исповеди, да и то, при наличии нашего искреннего раскаяния и намерения исправиться.
Как получить от святой воды пользу?
Каждый православный христианин должен помнить, что молитвенную связь с Богом нужно начинать выстраивать не у проруби, а в храме. Прорубь – это необязательный факультатив, а вот присутствие за Божественной литургией в день Крещения Господня – наша святая обязанность. Именно здесь мы соборно молимся Богу о ниспослании благодати Духа Святого на предлагаемую нами воду, и именно в храме совершается её великое освящение.
Если храм расположен близко к воде, то обычно в навечерие Богоявления (Крещения Господня) освящение воды проходит в храмах, а в сам день праздника, в конце литургии – у водоёма. Православные христиане используют крещенскую воду (агиасму) для окропления храмов и жилищ. Ежеутренне натощак употребляют её в пищу вместе с кусочком просфоры, чтобы начать день соприкосновением со святыней. Отпивают немного крещенской воды в случае болезни.
Крещенскую воду используют понемногу, чтобы её хватило до следующего празднования Крещения Господня. По словам одной из стихир праздника Крещения Господня, в этот день «освящается всех вод естество». В поход за святой водой в этот день отправляется в десятки раз больше людей, чем обычно присутствуют на рядовых богослужениях. И Бог оправдывает веру людей многочисленными исцелениями, проистекающими от агиасмы.
Крещение Господне – один из немногих поистине всенародных церковных праздников, наряду с Рождеством и Воскресением Христовым! И нам важно понимать, что в этот день мы должны приходить в храм не за бесплатным чудодейственным средством и панацеей от всех болезней, а чтобы поблагодарить Небесного Отца за все дарованные и даруемые нам блага. Мы знаем, что святая вода действительно способна освящать и исцелять. Но эти свойства святыне доступны не тем, кто верит в воду, а тем – кто почитает Бога.