14.11.2020

Комфорт – идеал сребролюбия

Изгнанные из рая согрешившие перед Богом Адам и Ева вынуждены были в поте лица зарабатывать хлеб свой. Как тогда, так и сегодня человеку необходимо трудиться, чтобы кормить семью, обеспечивать их одеждой и всем необходимым. Реальные потребности человека с годами не меняются, оставаясь весьма незначительными, вот только жить современные люди стали по-другому. Кто-то скажет «лучше», а вот святые отцы указывают на одержимость многих страстью сребролюбия, которая заставляет брать не только необходимое, в чем нет греха, но и многое другое с большим избытком. 

Ты этого достоин

Хорошо знакомая всем фраза, звучащая в рекламе, стала гимном XXI века. Неслучайно его еще называют «эрой потребления». Никогда еще человек столько не приобретал для обеспечения комфортного существования. Ладно бы это приобреталось «на века», вот только современные вещи и это касается всего – будь то бытовая техника, мебель или одежда долго не служат. Уже через пару месяцев человек отправляется в магазин за очередным электрочайником и снова начинается бег по кругу. 

Зарождение будущей пагубной страсти сребролюбия начинается с малого – с небольшого желания иметь чуточку больше, чтобы не испытывать возможную нужду потом. В данный конкретный момент времени человеку может всего хватать, но он думает наперед: «А как же я завтра? А через месяц что со мной будет, если у меня кончится это и вот это?» Преподобный Иоанн Кассиан говорит, что страсть сребролюбия начинается с «простой мысли о необходимости хотя бы небольшой суммы денег, мотивированной кажущейся нуждой». 

Если человек допускает в свое сердце мысль иметь больше, чем ему реально нужно для жизни, то он сочетается с этим помыслом, сочувствует ему, пленится им и покоряется желанию исполнить. Так происходит заражение губительной страстью сребролюбия в его сердце. Он становится заложником своих желаний, пленником страстей и сопутствующим им грехов. 

Жадность и зависть – плоды сребролюбия

Жадность является самым популярным свойством современного мира. Да, при советской власти было много перегибов, а все ее достижения никогда не покроют богоборчества, но в те времена люди жили проще, довольствовались меньшим и при этом были невероятно щедрыми, хлебосольными, гостеприимными. Современные же россияне отгородились друг от друга трехметровыми заборами и знать не хотят о том, кто живет рядом, какие у него проблемы, в чем он нуждается. Один специалист по недвижимости интересно сказал: «Я все время дивлюсь людям, которые пытаются накупить много недвижимости, земель. Это же все надо содержать – они попадают в тяжелейшую зависимость. Думают, что что-то приобрели, а на самом деле наоборот, потеряли покой».

Как часто люди окружают себя совершенно бесполезными вещами, навязанными агрессивной рекламой. Она заставляют свой дом бытовой техникой, которую эксплуатируют всего несколько раз в год, женщины покупают многочисленные средства по уходу за своей внешностью, многие из которых выполняют одинаковую функцию. А сколько продуктов питания выкидывается в праздники, потому что все наготовленное просто не успевает съедаться и пропадает. 

Жадность и зависть – главные плоды сребролюбия. Кто-то из психологов сказал, что зависть – это крайне необходимое человеку чувство, так как оно стимулирует технический прогресс, движет человечество вперед. Но при этом никто не задумывается о том, что та же зависть толкает человека на убийство, подлог, ложное обвинение, ссоры, драки. Ведь завистливый завидует не только новому платью или купленной даче. Он завидует красивым волосам, умению петь, хорошим оценкам одноклассников. Как часто люди теряют покой и сон, завидуя однокурсникам, которые сумели построить карьеру при одинаковых стартовых условиях, а у них не получилось. 

Комфорт – идеал сребролюбия

Комфортная жизнь – это главный идеал сребролюбия. Стремление к удобству, уюту, благоустроенности многие оправдывают тем, что это высвобождает время. Что какая-нибудь автоматическая мультиварка облегчает человеку жизнь. А на самом деле мы видим огромную нехватку времени, характерную для современного человека. Удивительно, как людям прошлого века с его тотальным дефицитом, бесконечными очередями, водой по расписанию и отсутствию такого множества бытовых приборов на все хватало времени. Сегодня у человека есть все, чтобы его освободить, но стало только хуже.

По мнению святых отцов, в настоящее время в обществе установились новые ценности: открыть свое дело, заняться бизнесом, сделать карьеру. Все это преследует цель обогатиться, получить прибыль. При этом надо заметить, что само по себе богатство греховным не является. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «… я небогатых обвиняю и не богатство осуждаю, а худое употребление богатства, истрачиваемое на распутство». Людей, которые обладая огромным состоянием, смогли сохранить духовную красоту, чистоту и нестяжательность по пальцам можно пересчитать. Большинство же тратит его не на милостыню, не на помощь бедным, а на собственные постоянно растущие нужды.

Некоторым Господь преподносит урок, как это случилось с российским миллиардером Олегом Тиньковым. Только после того, как он заболел смертельной болезнью – раком и лично столкнулся с проблемами поиска подходящего донора костного мозга мужчина решил создать фонд, который будет решать проблемы борьбы с раком крови, пожертвовав на это 20 млрд рублей. Кто знает, для чего Господь послал ему такое испытание? Может быть для того, чтобы он не стал тем самым богачом из притчи про Лазаря и получил спасение уже здесь, на земле.

Больше и больше

По мнению святителя Игнатия (Брянчанинова), «у человека, вставшего на пути служения мамоне появляется множество попечений и забот, которые отводят ум и сердце от Бога. Человек черствеет, грубеет и становится нечувствительным к голосу совести, к страданиям и нуждам ближних. Постепенно такой человек теряет страх Божий и веру в Него, мысль о смерти его не приводит в покаянное чувство, его пугает и страшит только расставание со своим накопленным капиталом, который становится для несчастного «кумиром и объектом поклонения», что свидетельствует о сильном порабощении страстью сребролюбия».

Человек думает, что богатство, роскошь и комфорт делают его свободным, а на деле все наоборот. Свободным и несвязанным его делает отсутствие достатка, а вот при зажиточности и избытке он становится зависимым, привязывается к вещам, оказывается их придатком, рабом. Когда человек принимает навязываемую современным обществом потребления модель жизни, в которой главное место уделяется созданию комфортного существования, обеспечению своей старости, то незаметно сребролюбие поселяется в его сердце, подчиняя себе и заставляя работать на себя.

Опасность сребролюбия в том, что оно не имеет пределов насыщения. Казалось бы, исполнил человек свою мечту – купил машину, ну пользуйся и радуйся. Нет. Через некоторое время он начинает мечтать о новой – последней модели, комфортного класса, дорогой. И так во всем. Начинаясь с малого, эта страсть не угасает, а разгорается все больше и больше. Страсть сребролюбия имеет перспективу развития в бесконечность. Она никогда не сможет быть удовлетворена. Святой Амвросий Медиоланский говорит об этом так: «Все грехи стареют с человеком: одна любостяжательность юнеет с каждым днем».

Чем опасно сребролюбие?

По мнению святителя Иоанна Златоуста, «чем больше человек поражается сребролюбием, чем ярче у него проявляется тщеславие, гордость, леностная нега, окаменение сердца в деле милосердия и обнажаются другие страсти». Человек перестает возлагать свои надежды на Бога, забывая о Нем, и полагаясь только на самого себя. На этот ловкий крючок его ловит сатана и руководит своей жертвой, увеличивая неистовство страсти. Сребролюбие приводит к нарушению буквально всех Евангельских заповедей. Вот как говорят об этом святые отцы:

  • сребролюбие подобно идолослужению, поклонению золотому тельцу. Тем самым оно преступает первую и вторую заповеди;

  • третью заповедь попирают алчные торговцы, которые клянутся Богом, что их товары соответствуют заявленному качеству и действительно стоят своих денег;

  • стремление заработать больше и больше отнимает все свободное время и вот человек уже пренебрегает четвертой заповедью о «дне субботнем» и вместо соборной молитвы в храме снова крутится, «как белка в колесе»;

  • пятая заповедь, заключающаяся в почитании отца и матери, «душит, как жаба», потому как вынуждает тратить деньги на стариков, помогать им;

  • по поводу шестой заповеди можно сказать, что она никогда не примирится со сребролюбием из-за многочисленных убийств, совершаемых по денежным мотивам;

  • седьмой заповеди противостоит прелюбодеяние, а точнее продажа греховной любви за деньги, проституция;

  • воровство как одна из форм страсти сребролюбия показывает, как нарушается восьмая заповедь;

  • лжесвидетельство является нарушением девятой заповеди. Ради денег люди часто оговаривают других, «подставляют», как принято говорить в светском обществе. Это наглядно демонстрируют суды, решающие многочисленные споры о наследстве, разводе и пр.;

  • ну и самое главное – желание обладать всеми сокровищами на земле противоречит последней, десятой заповеди. 

Святой Феофан Затворник пишет: «Но от сребролюбия бывает не такое только сердечное уклонение от веры, но и видимое отступление от нее, или отречение, когда из-за веры приходится много терять в производстве стяжаний. Любитель их и отступает от веры, чтоб не лишиться их». Вот до чего может дойти сребролюбивый! Отступить от веры, променять ее на своего идола и кумира! Конечно, чем больше человек служит мамоне, тем дальше удаляется от Евангельского идеала, теряя любовь, доброту, уступчивость, милосердие и замещая эти качества завистью, склочностью, гневов, раздражением.

При этом стоит заметить, что сребролюбивыми могут быть не только богачи. Есть немало бедняков, не имеющих ничего, но ненасытно желающих приобрести. А есть и такие, кто, занимаясь собирательством, живут, как нищие, ходят в отрепье, питаются отходами. Пожалуй, это один из самых омерзительных типажей, который имеет золотые горы за плечами, но даже самому себе не разрешает воспользоваться плодами своего накопления, боясь уменьшить богатство даже на копейку. 

Очень часто сребролюбцы бывают очень одинокими и несчастными людьми. Они не находят мира и согласия даже сами с собой. Вот как об этом говорит Иоанн Златоуст: «Кто любит деньги, то не только не станет любить врагов, но будет ненавидеть и друзей. Такой человек ни родства не знает, ни дружбы не помнит, ни возраста не щадит, ни друга ни одного не имеет. Он ко всем относится враждебно и прежде всех других – к самому себе, не только потому, что губит свою душу, но и потому, что изнуряет себя бесчисленными заботами». 

Но Бог сказал одному богачу: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Действительно, в том, что мы все умрем, сомневаться не приходится. Когда, в какой день и час это случится, никто не знает. А может быть это тоже будет «в сию ночь». Кому останется накопленное? С собой на тот свет не заберешь. Зато можно забрать другое – любовь, милосердие, дружбу, верность Богу, доброту, кротость. 

Конечно, Господь не призывает раздавать все заработанное, да и не каждый на это способен. Но у каждого наверняка есть возможность помочь тому, кто рядом. Купить хлеба престарелой соседке, накормить бездомного кота, помочь родственнику, попавшему в больницу. Ведь зачастую от нас не требуется много. Даже простое участие, доброе слово и молитва могут сотворить настоящее чудо и помочь поверить в него тому, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Помогай вам в этом Господь!


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram