Как проявляется прелесть при омрачении различных сфер человеческой души?
Святые отцы выделяют 4 важнейшие силы или сферы человеческой души – разумную, волевую, чувственную и раздражительную. Как проявляется прелесть при омрачении этих сфер? Как известно, диавол, будучи убийцей человека от начала «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Его приспешники бесы вредят людям через искушения и приражения. Как понять, что демоны завладели разумной сферой человеческой души? Это проявляется в потере контроля над своими рассуждениями и мыслями. Такого человека легко ввести в заблуждение и выдать ложь за правду, а правду – за ложь. Именно разумная сила повреждена у обольщенных еретиков, и ярким примером здесь является Полихроний, который по внушению злого духа исповедовал ложное учение о единственной воле в Господе Иисусе Христе. При обольщении ума человек уже не может рассуждать здраво и трезво. При длительном пребывании в таком состоянии образуются греховные убеждения и страсти – гордость, самомнение, чванство, надменность, святотатство, идолопоклонство и др. Причем среди самых разнообразных заблуждений самое сильное то, с помощью которого бесы и поручают плененному человеку действовать по их указке. При овладении ума перед бесами открываются двери в другие сферы души. Так, если демоны введут в заблуждение волевую сферу, то такой человек будет стремиться творить зло и уклоняться от добра. Он становится больше расположен ко злому, а доброе даже при всем своем желании творить не получается. Это может проявляться в приумножении физической силы, которую человек направляет на совершение бесчинств. Кроме того, бесы могут сковывать человека болезнью и немощью, чтобы он не мог совершать добрые дела. По мнению Луция Целия Фирмиана Лактанция «бесы могут проникать в человеческое нутро, расстраивая здоровье, вызывая болезни, пугая души сновидениями, расстраивая умы, чтобы заставить людей подобными злодеяниями обращаться к их помощи». При таком обольщении бесами человек перестает тяготиться грехами и радоваться добру. Другими словами, человеку начинают нравиться, приносить удовольствие грехи, связанные с чувственной сферой. Яркий тому пример – святая Мария Египетская, которая до встречи с Богом была блудницей. Чревоугодие, похоть, желание окружать себя дорогими и комфортными вещами – все это следствие повреждения чувственной сферы человеческой души. При этом все богоугодное и полезное становится отталкивающим и неприятным – чтение молитвенного правила, пост, изучение Священного Писания и др. В состоянии сильного омрачения чувственной сферы человек приобретает стойкую привязанность к грехам, которые манят его как источники удовольствий и радости. Поэтому даже на пути верующих людей встает дурновкусие, препятствующее жизни по Христу и во Христе. Ощущающий влияние на раздражительную силу человек легко впадает в гнев и даже ярость. Под влиянием злых духов в его душе зарождается зависть, ненависть, злоба, ожесточение, вражда. Для этого у него сил и энергии хватает и даже с избытком, тогда как на ревность о Господе, мужество и праведный «гнев» сил не остается. Все в душе переворачивается с ног на голову. Появляется «ревность не по разуму», когда человек бросается в крайность при исповедании веры и фанатизм. Вместо ненависти к греху появляется ненависть к согрешившим, а духовное мужество трансформируется в браваду и бесшабашный кураж. Вот так диавол и его приспешники обманывают, обольщают и очаровывают человека, поэтому необходимо все время быть начеку и помнить, что защиту необходимо искать только в Боге. Проявление прелести при омрачении разумной сферы
Проявление прелести при омрачении волевой сферы
Проявление прелести при омрачении чувственной сферы
Проявление прелести при омрачении раздражительной сферы