25.06.2023

Как преодолеть искушение не идти на исповедь?

«Что делать, когда стыдно исповедать какой-то грех?» Наверняка такие мысли возникали у каждого верующего человека. Искушению, побуждающему нас не идти на исповедь, время от времени поддается каждый. Как его преодолеть мы сейчас расскажем. 

«Сила Господня в немощи совершается»

На первых порах воцерковления человеку бывает трудно понять, как сила может совершаться в немощи, но по мере приближения к Богу он все больше понимает, что это так и есть. Владыка Антоний – епископ Сурожский часто вспоминает один случай из своей юности, который в корне изменил его жизнь и взгляд на отношения Бога и человека. Придя однажды в храм на богослужение, он после службы подошел к священнику на Елеопомазание и был шокирован видом пьяного батюшки. Тем не менее, под влиянием лицемерной учтивости он хотел поцеловать ему руку, но священнослужитель стыдливо отдернул ее, извиняясь за свое состояние.

Молодого человека это тронуло, и он еще раз подошел к батюшке, чтобы попросить прощения. Отец находился в плачевном состоянии, по его лицу текли слезы. Он признался прихожанину, что сожалеет о том, что перебрал с алкоголем, но по-другому отвлечься от своего горя – потери в аварии жены и ребенка не может. И тогда будущий митрополит Сурожский понял, что одно дело – читать в Библии о терпении Иова, сопереживать Ионе, сидящему во чреве кита, плакать вместе с прокаженными, расслабленными и хромыми и другое – приводить их в пример терпящим бедствия и несчастья, а тем более вспоминать об этом самому, когда плохо.

Подлинная христианская жизнь начинается именно с этого понятия, что мы несовершенны, что нам тяжело молиться, поститься, трудиться. Что мы не всегда следуем советам Святых отцов и Самого Спасителя. Нам не хватает для этого силы, мужества, да и просто воли. Но осознавая свою немощь, поддаваясь искушению бесов или порывов своего естества, мы не перестаем быть христианами, жизнь которых складывается не только из побед, но и поражений, неудач. Поражение, перенесенное с мужеством, для нас больше, чем победа, тем более, если эта победа одержана недостойно, с надмением. 

Такая легкая победа может выбить человека с поля боя. То есть, если кто-то исповедует свои грехи с большой легкостью, не переживая и не обливаясь пОтом и слезами, то вполне естественно возникает вопрос: «А почему это так? Не потому ли, что для человека это просто формальность, а не истинное покаяние?» 

Тяжесть греха = интенсивность покаяния?

На первый взгляд кажется, что чем тяжелее грех, тем труднее его исповедать. По идее, гораздо легче признаться, что опять поругалась с соседкой, чем сказать, что изменила мужу с его другом. Да, среди человеческих грехов могут быть аборт, инцест, убийство, гомосексуализм, вот только при этом нужно учитывать, что есть люди, которые говорят о таких прегрешениях совершенно спокойно, буднично, а другие плачут и терзаются, что позволили себе съесть яблоко до Яблочного спаса. Поэтому испытываемый нами стыд можно сравнить с лакмусовой бумажкой, показывающей интенсивность нашего покаяния.

Видя столь мужественное и столь угодное Богу сердечное сокрушение, дьявол вооружается против человека, усиливая его замешательство, примешивая к чувству стыда и ощущение отчаяния. Можно ли считать себя побежденным в этой борьбе? Пока нет. Пока это только рукопашная, а вот настоящее поражение происходит тогда, когда человек убегает не только от священника, но и от Христа, когда допускает мысль, что его не простит не только священник и не прочитает разрешительную молитву, но и Сам Господь не примет его покаяния.

Пример Иуды и Петра

Священное Писание открывает нам два отличных примера – Иуды и Петра. Ведь Иуда на первых порах возгорелся покаянием: полученные деньги он бросил и открыто выступил против решения иудеев, против всего храма, осудившего Христа на смерть. Петр, в отличие от Иуды, постыдился даже перед простой женщиной, сказавшей, что видела его в числе учеников Христа, подтвердить, что так оно и есть. Он отрекся от Учителя перед людьми, а Иуда перед людьми бесстрашно признал его невиновным. Но это его не спасло, ведь у него не было смелости исповедаться перед Богом, как сделал это Петр.

«Да неисцеленными не отыдем»

Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа называют Врачом, а Церковь – лечебницей, вот только лечат здесь не тело, а душу. Когда мы приходим к обычному врачу в обычную поликлинику, то тоже нередко испытываем чувство стыда, когда нас просят раздеться и показать место, причиняющее боль и дискомфорт. Наверняка у многих есть примеры таких людей, которые готовы терпеть страшные мучения, лишь бы не идти в больницу. Они говорят что-то типа: «Да вот, у меня в аптечке есть лекарство, я выпью, и все пройдет» или «Да соседка мне рецепт снадобья дала, я приготовлю, и мне будет легче».

А потом видишь – гроб выносят. Это, конечно, в худшем случае, но обычно такие истории добром не заканчиваются. Человек все равно попадает на больничную койку, да еще и выслушивает от врача: «Где ж вы раньше то были?!» А обратись он к доктору сразу, при первых признаках недомогания, уже давно забыл бы о своем недуге. Похожим образом обстоит дело с лечением погрязшей в грехах души. Если не открыть Врачу свое истинное состояние, не показать свои нарывы и язвы, то и исцеления от них не будет.

А испытывать стыд нормально, это естественное состояние падшего человека. Вспомним из Книги Бытия, что Адам и Евы были нагими в раю и не стыдились этого. Стыд и желание во что-то одеться появились у них после грехопадения. Важно понимать, что исповедь – это не какое-то судилище, где на нас налагают наказание. Исповедание своих грехов – это неизменная часть процесса исцеления. Господь и так все видит. Он все о наших грехах знает. Рассказ о них нужен не Ему, он нужен нам, чтобы в нашей жизни что-то изменилось, чтобы появился реальный плод покаяния. Чтобы в духовной жизни произошли изменения, мало просто перечислить записанные на бумажке грехи.

Нужно искреннее покаяние, «метанойя», что в переводе с греческого означает «перемена ума». Но изменить взгляд на мир и себя не так-то просто. Зачастую это очень болезненно, это такой, как сегодня принято говорить в светском обществе «выход из зоны комфорта», но без этого никаких подвижек в духовной жизни не будет. 

Советы тем, кто подвергается искушению не идти на исповедь

Вот реальные советы, которые могут помочь преодолеть искушение:

  • вспомнить, что в древней церкви было принято исповедаться перед всеми людьми, перед всей общиной. У вас будет лишь один свидетель – священник;

  • священнику совершенно нет дела до грехов исповедующихся, как бы печально это ни звучало. Через них проходит столько людей, что они не помнят, кто в чем каялся, как принимающий нас ЛОР-врач назавтра уже не вспомнит нашего лица и диагноза;

  • у всех людей практически одинаковые грехи. Вы ничем священника не удивите;

  • если грех тяготит вашу душу, то он все равно вас не отпустит. Только после покаяния можно вновь обрести утраченную чистоту;

  • если вам стыдно исповедаться перед конкретным священником, можно пойти в другой храм, к другому батюшке, где вас никто не знает;

  • исповедаться в других грехах, а самое трудное отложить на потом. Когда вы будете внутренне готовы, то сможете назвать и этот грех, а пока имеет смысл просить помощи и укрепления у Господа.

«Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 17).

Именно эти слова сказал апостол Петр Иисусу Христу, когда пришло время покаяться перед Ним за трехкратное отречение. Можно взять этот способ покаяния на вооружение и признаваться Богу в любви за Петром, даже если мы сами в это не верим. Ведь это ложь, о которой мы мечтаем, чтобы она была правдой. Бог знает наши грехи, Он знал о них еще до того, как привел нас в этот мир. И все же не воспрепятствовал нашему рождению, потому что доверял, потому что надеялся. Разве можем мы Его разочаровать? Разве есть у нас после всего того, что Он сделал, после того, как добровольно взошел на крест за наши грехи, на это право?

Быть может то, в чем мы сегодня стыдимся исповедаться, является не более, чем мелким песком, незначительным грехом. Быть может в будущем мы погрязнем в таких грехах, что эти, из-за которых мы сейчас смущаемся, покажутся нам сущей ерундой. И если мы этот грех не можем исповедать, то с теми что будем делать? «Мужайся, Я победил мир» (ср. Ин. 16, 33).


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram