Как преодолеть искушение не идти на исповедь?
«Что делать, когда стыдно исповедать какой-то грех?» Наверняка такие мысли возникали у каждого верующего человека. Искушению, побуждающему нас не идти на исповедь, время от времени поддается каждый. Как его преодолеть мы сейчас расскажем. На первых порах воцерковления человеку бывает трудно понять, как сила может совершаться в немощи, но по мере приближения к Богу он все больше понимает, что это так и есть. Владыка Антоний – епископ Сурожский часто вспоминает один случай из своей юности, который в корне изменил его жизнь и взгляд на отношения Бога и человека. Придя однажды в храм на богослужение, он после службы подошел к священнику на Елеопомазание и был шокирован видом пьяного батюшки. Тем не менее, под влиянием лицемерной учтивости он хотел поцеловать ему руку, но священнослужитель стыдливо отдернул ее, извиняясь за свое состояние. Молодого человека это тронуло, и он еще раз подошел к батюшке, чтобы попросить прощения. Отец находился в плачевном состоянии, по его лицу текли слезы. Он признался прихожанину, что сожалеет о том, что перебрал с алкоголем, но по-другому отвлечься от своего горя – потери в аварии жены и ребенка не может. И тогда будущий митрополит Сурожский понял, что одно дело – читать в Библии о терпении Иова, сопереживать Ионе, сидящему во чреве кита, плакать вместе с прокаженными, расслабленными и хромыми и другое – приводить их в пример терпящим бедствия и несчастья, а тем более вспоминать об этом самому, когда плохо. Подлинная христианская жизнь начинается именно с этого понятия, что мы несовершенны, что нам тяжело молиться, поститься, трудиться. Что мы не всегда следуем советам Святых отцов и Самого Спасителя. Нам не хватает для этого силы, мужества, да и просто воли. Но осознавая свою немощь, поддаваясь искушению бесов или порывов своего естества, мы не перестаем быть христианами, жизнь которых складывается не только из побед, но и поражений, неудач. Поражение, перенесенное с мужеством, для нас больше, чем победа, тем более, если эта победа одержана недостойно, с надмением. Такая легкая победа может выбить человека с поля боя. То есть, если кто-то исповедует свои грехи с большой легкостью, не переживая и не обливаясь пОтом и слезами, то вполне естественно возникает вопрос: «А почему это так? Не потому ли, что для человека это просто формальность, а не истинное покаяние?» На первый взгляд кажется, что чем тяжелее грех, тем труднее его исповедать. По идее, гораздо легче признаться, что опять поругалась с соседкой, чем сказать, что изменила мужу с его другом. Да, среди человеческих грехов могут быть аборт, инцест, убийство, гомосексуализм, вот только при этом нужно учитывать, что есть люди, которые говорят о таких прегрешениях совершенно спокойно, буднично, а другие плачут и терзаются, что позволили себе съесть яблоко до Яблочного спаса. Поэтому испытываемый нами стыд можно сравнить с лакмусовой бумажкой, показывающей интенсивность нашего покаяния. Видя столь мужественное и столь угодное Богу сердечное сокрушение, дьявол вооружается против человека, усиливая его замешательство, примешивая к чувству стыда и ощущение отчаяния. Можно ли считать себя побежденным в этой борьбе? Пока нет. Пока это только рукопашная, а вот настоящее поражение происходит тогда, когда человек убегает не только от священника, но и от Христа, когда допускает мысль, что его не простит не только священник и не прочитает разрешительную молитву, но и Сам Господь не примет его покаяния. Священное Писание открывает нам два отличных примера – Иуды и Петра. Ведь Иуда на первых порах возгорелся покаянием: полученные деньги он бросил и открыто выступил против решения иудеев, против всего храма, осудившего Христа на смерть. Петр, в отличие от Иуды, постыдился даже перед простой женщиной, сказавшей, что видела его в числе учеников Христа, подтвердить, что так оно и есть. Он отрекся от Учителя перед людьми, а Иуда перед людьми бесстрашно признал его невиновным. Но это его не спасло, ведь у него не было смелости исповедаться перед Богом, как сделал это Петр. Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа называют Врачом, а Церковь – лечебницей, вот только лечат здесь не тело, а душу. Когда мы приходим к обычному врачу в обычную поликлинику, то тоже нередко испытываем чувство стыда, когда нас просят раздеться и показать место, причиняющее боль и дискомфорт. Наверняка у многих есть примеры таких людей, которые готовы терпеть страшные мучения, лишь бы не идти в больницу. Они говорят что-то типа: «Да вот, у меня в аптечке есть лекарство, я выпью, и все пройдет» или «Да соседка мне рецепт снадобья дала, я приготовлю, и мне будет легче». А потом видишь – гроб выносят. Это, конечно, в худшем случае, но обычно такие истории добром не заканчиваются. Человек все равно попадает на больничную койку, да еще и выслушивает от врача: «Где ж вы раньше то были?!» А обратись он к доктору сразу, при первых признаках недомогания, уже давно забыл бы о своем недуге. Похожим образом обстоит дело с лечением погрязшей в грехах души. Если не открыть Врачу свое истинное состояние, не показать свои нарывы и язвы, то и исцеления от них не будет. А испытывать стыд нормально, это естественное состояние падшего человека. Вспомним из Книги Бытия, что Адам и Евы были нагими в раю и не стыдились этого. Стыд и желание во что-то одеться появились у них после грехопадения. Важно понимать, что исповедь – это не какое-то судилище, где на нас налагают наказание. Исповедание своих грехов – это неизменная часть процесса исцеления. Господь и так все видит. Он все о наших грехах знает. Рассказ о них нужен не Ему, он нужен нам, чтобы в нашей жизни что-то изменилось, чтобы появился реальный плод покаяния. Чтобы в духовной жизни произошли изменения, мало просто перечислить записанные на бумажке грехи. Нужно искреннее покаяние, «метанойя», что в переводе с греческого означает «перемена ума». Но изменить взгляд на мир и себя не так-то просто. Зачастую это очень болезненно, это такой, как сегодня принято говорить в светском обществе «выход из зоны комфорта», но без этого никаких подвижек в духовной жизни не будет. Вот реальные советы, которые могут помочь преодолеть искушение: вспомнить, что в древней церкви было принято исповедаться перед всеми людьми, перед всей общиной. У вас будет лишь один свидетель – священник; священнику совершенно нет дела до грехов исповедующихся, как бы печально это ни звучало. Через них проходит столько людей, что они не помнят, кто в чем каялся, как принимающий нас ЛОР-врач назавтра уже не вспомнит нашего лица и диагноза; у всех людей практически одинаковые грехи. Вы ничем священника не удивите; если грех тяготит вашу душу, то он все равно вас не отпустит. Только после покаяния можно вновь обрести утраченную чистоту; если вам стыдно исповедаться перед конкретным священником, можно пойти в другой храм, к другому батюшке, где вас никто не знает; исповедаться в других грехах, а самое трудное отложить на потом. Когда вы будете внутренне готовы, то сможете назвать и этот грех, а пока имеет смысл просить помощи и укрепления у Господа. Именно эти слова сказал апостол Петр Иисусу Христу, когда пришло время покаяться перед Ним за трехкратное отречение. Можно взять этот способ покаяния на вооружение и признаваться Богу в любви за Петром, даже если мы сами в это не верим. Ведь это ложь, о которой мы мечтаем, чтобы она была правдой. Бог знает наши грехи, Он знал о них еще до того, как привел нас в этот мир. И все же не воспрепятствовал нашему рождению, потому что доверял, потому что надеялся. Разве можем мы Его разочаровать? Разве есть у нас после всего того, что Он сделал, после того, как добровольно взошел на крест за наши грехи, на это право? Быть может то, в чем мы сегодня стыдимся исповедаться, является не более, чем мелким песком, незначительным грехом. Быть может в будущем мы погрязнем в таких грехах, что эти, из-за которых мы сейчас смущаемся, покажутся нам сущей ерундой. И если мы этот грех не можем исповедать, то с теми что будем делать? «Мужайся, Я победил мир» (ср. Ин. 16, 33).«Сила Господня в немощи совершается»
Тяжесть греха = интенсивность покаяния?
Пример Иуды и Петра
«Да неисцеленными не отыдем»
Советы тем, кто подвергается искушению не идти на исповедь
«Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 17).