03.05.2022

Как понять невинные страдания

Страдать не хочется от слова «совсем». Но в жизни так не бывает: боли хватает и в своем доме, и у соседа напротив, и в любом уголке мира. Нам непонятно, почему Бог, Великий и Могущественный, допускает в нашем мире страдания? Хорошо, с теми, кто плохо себя ведет все ясно, по заслугам. А как быть с тяжелобольными младенцами, невинными жертвами людской жестокости, да и с нами самими, которым выпали несоразмерные (как нам кажется) нашим грехам испытания?

Что такое страдания?

Страдание – это синоним слова «мучение». Мы можем испытывать муки души или тела, и всегда нам от этого будет плохо и некомфортно. Почему так происходит? Дело в том, что страдание всегда происходит вследствие греха, и совсем необязательно личного. После грехопадения первых людей «идеальный» мир исказился по своей природе. Это коснулось не только внешних проявлений, например, отношения зверей к человеку, но и всей метафизики вселенной. Если в раю люди пребывали с Богом в абсолютной любви и окутанные атмосферой добра, то изменив своему предназначению, они оказались заражены грехом. И мир стал несовершенным.

Следовательно, и абсолютного счастья и полной идиллии в несовершенном мире просто не может быть. Отсюда и появляются страдания как неизбежная часть повседневной картины нашей вселенной. Обратим внимание, что даже Сын Божий стал Жертвой страданий, оказавшись в мире людей. Христос претерпел унижения, насилие, был вынужден проделать мученический путь с крестом на плечах к месту казни, и был на этом же кресте распят. Его искупительная смерть проложила путь для всего человечества к воссоединению с Богом. А история страданий легла в основание знаменитого выражения «нести свой крест». Это означает добровольное согласие с теми страданиями, что выпадают на нашу долю. Потому что именно страдания становятся своего рода шоковой терапией, очищающей нашу жизнь от налета греха.

Зачем «нести свой крест»?

Христос был Самым безвинным Существом во Вселенной. Однако, на Его долю выпали страдания, тяжесть которых невозможно оценить. Бог как раз показывает, что сопротивление лежащего во зле мира на пути к обретению подлинного счастья можно преодолеть лишь через сильную травму. Настолько сильно грех держит человека в своих объятиях, что только страдания помогают в переосмыслении ценностей и фокусировки на подлинно важном. Блез Паскаль писал: «Если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам некогда было бы посмотреть на небо».

Человеку, правда, все равно трудно понять необходимость страданий. Особенно часто ропот возникает, когда эти страдания обрушиваются на него, на близких или на совершенно сторонних людей абсолютно незаслуженно. Люди часто мыслят о Боге в категориях понятным самим себе: если ты себя хорошо ведешь – все у тебя будет хорошо, и наоборот. Преступник должен быть наказан, вор должен сидеть в тюрьме – примерно так.

Но все дело в том, что у Бога нет цели нас наказывать. Все, что с нами происходит по Его Промыслу подчинено спасению наших душ. Если мы посмотрим на жития святых, то можем обнаружить интересные и непонятные на первый взгляд моменты. Бог говорит нам, что христиане – не от мира сего. Совершенно верно, потому что Царство Небесное живет по иным законам, отличным от тех, по которым складывается «гармония» (если ее можно так назвать) мира земного. Христос, имея полноту власти над миром, родился не в царских палатах, а в вертепе. Он не вышел к людям с сонмом грозных ангелов, приказывая им Своей властью оставить грехи, но добровольно пострадал и был распят.

Святые подражали Христу, и вот что можно увидеть в их житиях. Во-первых, все они благодарили Бога за посланные и страдания. Некоторые усложняли себе жизнь, брали на себя бремена юродства или даже болезни. Святые отцы говорили, что болезнь – это посещение Божией. Среди подвижников прошлого есть и такие, что отказывались от исцеления, потому что болезнь, то есть страдание, держало их в духовном «тонусе». Все это сложно понять человеку, далекому от подлинной жизни веры. Душа находится в внутри человека, а происходящее снаружи подчас отвлекает от духовной жизни. Порой именно трудности, ставящие нас в тупик и лишающие возможности что-то сделать своими силами, заставляют полностью положиться на Бога. Так происходит движение ко Христу, мы переосмысливаем свою жизнь и можем встать на путь спасения души.

Что делать с выпавшими нам страданиями?

Для начала постараться успокоиться. Поверьте, нервное напряжение лишь усиливают страдания, а моральное состояние резко падает. Если же ситуация развивается стремительно, то лишь Бог и Его святые могут защитить вас от беды. Молитесь в ту же самую секунду.

Когда первые эмоции схлынут, обязательно помолитесь, а затем подумайте, как вы пришли к тому состоянию, в котором оказались. Анализ поможет найти проблему. Возможно, это грех и даже последовательность совершенных духовных ошибок. Нужно обязательно сходить на исповедь, поговорить со священником, прибегнуть к принятию Святых Христовых Тайн. Если вас постигла болезнь – обязательно обратитесь к священнику, чтобы он совершил над вами таинство соборования. Но самое главное – это ваш личный разговор с Богом.

Старайтесь не слушать досужие рассуждение токсичных «доброжелателей». Подобные сцены с участием людей, пытающихся толковать вашу проблему со стороны, напоминают друзей Иова Многострадального, убежденных в тяжести совершенного праведником греха. Но в его случае как раз никакого греха и не было, а «невинные страдания» были попущены Богом для укрепления души Иова. Об этом Господь и сообщил святому, дав понять, что для людей далеко не всегда понятны мотивы действий Бога. Однако, Он прекрасно видит и наши души, и наши жизни, и лучше нас понимает, что нам требуется для спасения души и обретения счастливого бессмертия.

И в радости, и в горести нам следует прибегать за помощью к Богу.

 Кому и как молиться в страданиях?

Конечно, сразу возникает вопрос о том, как же молиться, если с нами или нашими близкими случилась беда. Самый простой ответ: своими словами. Можно обращаться к Богу и Его многочисленным святым. Есть традиция в Православии, что к тому или иному святому принято обращаться в конкретных случаях. Это обычно связано с тем, что праведник при жизни сам был подвержен аналогичному испытанию и/или своими молитвами разрешил подобную людскую проблему.

Христос призвал нас молиться не поодиночке, а соборно. Поэтому, если нам нужен положительный результат в деле молитвы, стоит пригласить себе помощника. Чаще всего таким помощником выступают священники приходских храмов и иноки в монастырях. Для того и подают записки в храм на богослужение, чтобы батюшка, предстоя у Престола Божия в молитве, попросил у Господа помощи для вас лично. Происходит это обычно на Божественной Литургии. Есть традиция сорокоустов – когда о вас священник молится в течение 40 литургий. Также можно молиться на молебне, который стоит попросить священника отслужить и индивидуально для вас. Здесь как раз чаще прибегают к помощи святых, хотя не исключен и молебен, обращенный к Богу.

Пресвятая Богородица, Мама Господа, всегда считалась Заступницей рода христианского. Неудивительно, что Ей посвящено так много икон в Православии. В страданиях на протяжении веков люди обращались к Пречистой с мольбами о помощи как в исцелении от болезней, так и в защите от врагов. Николай Чудотворец также любим нашим народом (совсем недавно далеко не все в России даже знали, что святитель не русский, а грек). Святой еще при жизни часто приходил на помощь как раз безвинно пострадавшим. Девиц разорившегося отца Николай “спас” от падения, разбившегося насмерть на корабле юнгу воскресил, а несправедливо осужденных на казнь военачальников спас от неминуемой гибели.

В болезнях нередко молятся и святым врачам, например, целителю Пантелеимону или Луке Крымскому. Если случилось, что проблемы возникли по линии закона, кроме уже упомянутых Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца обращаются к Анастасии Узорешительнице.

Мы часто падаем духом, не веря, что ту или иную ситуацию можно как-то изменить или переломить. Но Богу возможно все. По нашим молитвам Он может менять реальность совершенно неожиданным образом. И даже самые страшные страдания, выпавшие на нашу долю, могут внезапно развеяться, если вдруг в нас произойдет внутренняя перемена. Покаяние, исправление жизни и обращение ко Христу часто исправляет и внешние обстоятельства, заложниками которых мы оказались. Может уйти болезнь, проблема, разрешиться сложная ситуация.

Может случиться и так, что проблема (например, тяжелая болезнь) никуда не уйдет. Каждому из нас выпадает свой крест. Но обращение к Богу облегчает страдание. И бывает даже так, что люди, обремененные страданиями, при поддержке Христа оказываются более стойкими, веселыми и жизнерадостными, искренне благодаря Его за посланные испытания. И это очень ценно, потому что человек, таким образом, приближается к Царству Небесному, осознав важность для себя жизни вечной, а не временной.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram