Как не впасть в прелесть?
Прелесть – состояние человеческой души, омраченное воздействием на нее темных сил, которые заставляют ее самообольщаться, обманываться, очаровываться кем-то или чем-то. Прелесть – естественное состояние для человека, ослепленного гордыней, под действием которой он пытается казаться лучше, чем есть на самом деле. Как же не впасть в прелесть? дейс Святитель Игнатий (Брянчанинов) считает прелесть естественным состоянием для отдаленных от Бога людей. Поэтому всем, кто не хочет в нее впасть, необходимо стараться быть с Богом, участвовать в жизни Церкви, посещать храм, молиться, трудиться, поститься, а самое главное – каяться. Покаяние – это противоположность гордыне. Кающийся осознает свою греховность, невозможность самостоятельно, то есть без помощи Божьей избавиться от своих страстей и заменить их добродетелями. Только при осознании, что без Бога он ничто, гордыня человека постепенно будет уступать место смирению. Однако на пути к Богу человека подстерегает множество искушений и соблазнов, и прелесть – одна из них. Святые отцы выделяют два вида духовной прелести, один из которых развивается под видом неумеренной ревности, а другой, напротив, послабления, духовной расслабленности. В первом случае человек слишком рьяно берется за исправление своей жизни, взваливая на себя непосильную ношу и в результате надрывается, так ничего и не достигнув. Во втором случае он теряет контроль над своими помыслами и рассуждениями, утрачивает интерес к Истине, расслабляется настолько, что чувствует себя чуть ли не святым. Избавиться от прелести не так-то просто. Все тот же святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об этом так: «Труден выход из самообольщения. У дверей стоит стража; двери заперты тяжеловесными крепкими замками и затворами; приложена к ним печать адской бездны. Замки и затворы – гордость самообольщенных, глубоко таящаяся в сердце, тщеславие их, составляющее начальную причину деятельности их, лицемерство и лукавство, которыми прикрываются гордость и тщеславие, которыми облекаются они в личину благонамеренности, смирения, святости. Печать несокрушимая – признание действий самообольщения действиями благодатными». Как не впасть в прелесть? Поэтому лучше предупредить это заражении души грехом, чем выкорчевать его из нее. Как? Не замыкаться на себе. Необходимо стараться общаться со всеми, никого не осуждая, не навязывая своего мнения, а просто прощать другим их грехи и недостатки, стараться делать добро не только своим близким, но и другим людям. Ведь наше духовное преуспеяние зависит не от частоты Причастия Святых Христовых Тайн и не от количества выученных молитв, а от любви, которую мы готовы дарить своим ближним. Об этом так и говорит архимандрит Василий (Пронин): «Господь не спросит на Страшном Суде о том, постились или молились мы, спросит, как хранили заповеди». Помогай нам в этом Господь!Быть с Богом