Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
04.10.2020

Юродивые – кто они?

На Руси всегда было особое отношение к юродивым. Да, над этими блаженными дурачками смеялись, их унижали, но в целом жалели и принимали благосклонно, а где-то даже и уважали за отважное обличение всех и вся, начиная с царей и заканчивая простыми смертными. «В наше время нет ни шутов, ни юродивых. Бывает, и захочешь, чтобы тебе правду сказали в лицо, – а некому». Так кто же они такие – юродивые

Аскеты-экстремалы

Никто точно не может сказать, когда впервые появился этот тип аскетического подвига. Понятно, что не в первые века христианства, потому как оно само по себе в то время воспринималось как юродство. По мнению святых отцов, появление юродивых совпало с расцветом духовной жизни. Некоторым пустынникам и подвижникам было мало одного поста и молитвы, ношения вериг и наложения на себя обета молчания. Они искали что-то, что могло помочь им достичь крайней формы смирения и выбирали юродство

Надо сказать, что эта форма духовно-аскетического подвига – не выдумка обезумевших монахов, как может показаться непосвященному человеку. Духовные основания для него заложены еще в Новом Завете. Речь идет о «безумии ради Христа» (1Кор. 4:10). Можно сказать, что толчок к зарождению юродства положили раннехристианские общины, ведь, по сути, они конфликтовали с миром, обличая его в грехах. Более поздние подвижники «приняли эстафету», но привнесли в нее некоторый элемент гипертрофированности.

Расцвет юродства

Как государственная религия христианство утверждается в Византии в конце IV века, а вот расцвет юродства приходится на VI века. Первые юродивые, к примеру, Симеон Юродивый, появляются в Сирии. Надо сказать, что эта страна изначально была страной с сильно развитыми аскетическими традициями. Поэтому нет ничего удивительного, что именно она породила таких аскетов-экстремалов, подвиг которых в полной мере соответствует словам Священного Писания: 

«… мудрость мира сего есть безумие перед Богом…» (1Кор. 3:19).

Признаки юродивого

В Греции их называли «салос», что означает «буйный», а вот в переводе с древнеславянского этот термин означает «уродливый» или «урод». Довольно точное определение, учитывая безумное для обычного человека поведение. Так, святой Василий Блаженный, живший в XVI веке, бросался камнями в чудотворные иконы и не боялся спорить с грозным царем. Блаженный Симеон, живший в VI веке, притворялся хромым, подставлял идущим мимо горожанам подножки и с удовольствием наблюдал, как они падают на землю. Блаженный Прокопий Устюжский, живший в XIII веке, был купцом и имел большое состояние, но при этом спал в мусорной куче и ходил по городу в рубище. 

Главная цель, которую преследовали все эти подвижники и аскеты, заключалась в том, чтобы побороть в себе корень всех грехов – гордость и достигнуть тем самым наивысшей степени смирения. Для этого они отказывались от общепринятых норм и стиля жизни, добровольно вешая на себя «ярлык» безумца, сумасшедшего, готового терпеть унижение, презрение, телесные лишения. Терпя насмешки, кривляясь, ругаясь, выставляя себя в непотребном свете, человек тем самым иносказательно обличал людей в их грехах и зло в мире

В отличие от обычных подвижников и аскетов, нередко ищущих уединения, подвиг юродивого всегда направлен вовне. Это такие проповедники телом и языком, которые неординарным способом воздействуют на сознание людей, взывают к их совести. У каждого юродивого своя, выражаясь современным языком «фишка». Он действует в зависимости от конкретной ситуации, подбирая для поругания мира свой способ. Кто-то, как святой Василий, бросается камнями в иконы, кто-то демонстративно ест мясо в пост. Атака юродивого всегда направлена на отклонение современного общества от принятых в нем норм. 

Юродивым было мало просто дать какой-то духовный совет оступившемуся, согрешившему человеку. Они провоцировали его на совершение действий, которые вскрывали его тайные пороки. Так, Василий Блаженный однажды опрокинул лоток с калачами на рынке, за что был избит рассерженными продавцами, а потом выяснилось, что один из них, чья продукция оказалась на земле, мешал муку с мелом. Юродивый принимает на себя крайнюю степень проповеди, ведь обличение словами доходит не до всех ушей. 

Обличая людей своим поведением, он и страдает за них, за их пороки, ведь по идее святому Василию должны были сказать спасибо, а нечестивого торговца избить. Он принимает на себя удар за него и тем самым переворачивает ситуацию, а вместе с ней и сознание людей. Юродивый взывает к внутренней сущности, голосу совести, который заглушает все внешнее, наносное.  

Отличие юродивого от сумасшедшего

Так как юродивый ведет себя как безумец, то отличить его от сумасшедшего человека бывает непросто. Но если сумасшедший не отвечает за себя в силу болезни и руководить своими желаниями, мыслями и волей не может, то юродивый имеет ясное сознание и здравый ум. По мнению святых отцов и врачей-психотерапевтов, добровольно взять на себя такой подвиг может только духовно и психически здоровый человек. Согласно святоотеческой аскетике, к моменту принятия такого решения он достигает полнейшего бесстрастия и начинает руководствоваться только духовным разумом. И вот эту, очищенную от греха, натуру юродивый скрывает от людей, как за ширмой или маской, чтобы послужить Богу втайне.

Но под этой маской или ширмой прячется целостная личность с максимально собранным умом, волей и чувствами, с четкой логикой и в полном духовном сознании. В отличие от сумасшедшего, юродивый всегда знает, что он юродствует. Он идет на этот шаг сознательно. Контролируя себя, осуществляя, как говорят святые отцы, трезвение, он действует по благодати Божией

Кто такие лжеюродивые?

Помимо душевнобольных и настоящих юродивых есть еще и лжеюродивые или кликушники. Своим поведением они, напротив, не усмиряют гордыню, а взращивают ее. И подвиг свой они принимают ради ее подпитки – чтобы получить какую-то материальную выгоду, добиться от кого-то чего-то, удовлетворить собственное я. Обычно такие люди имеют истерический склад психики. 

Отдельная категория – «странненькие». Их еще могут называть «блаженными», но к настоящим блаженным они тоже не имеют никакого отношения. Эти люди привлекают к себе внимание странным поведением, необычными высказываниями, оригинальным внешним видом. Святые отцы говорят об их органической поврежденности, низком интеллекте, который, впрочем, не отменяет развитой интуиции. Но они никакой подвиг на себя не берут. Они такие и есть. Кто-то – из-за особенностей психики, а кто-то – болезни. Есть ли настоящие юродивые сегодня? Возможно, и есть, только разглядеть их может не каждый.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.