Иконы Божией Матери. Почитая образ, не забывать о Первообразе
Сразу несколько прославленных образов Царицы Небесной, о которых пойдет сегодня речь, вспоминает церковь в конце августа - начале сентября, наверное, это не случайно, ведь 28 августа - великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы, и Вы можете подать записки о близких на литургию в храм Гроба Господня:
«Какая икона защищает от пожара?»
Многие противники Православия упрекают христиан в том, что у них «сотни Богородиц», имея в виду различные варианты написания образа Пречистой Девы. К сожалению, повод для обвинений в «многобожии» и «бытовом язычестве» дают неверным и некоторые из самих христиан, если не дают себе труда изучить и понять собственную веру. Именно поэтому, когда таких людей спрашиваешь, кому нужно молиться от пожара, они отвечают: «Неопалимой купине!», забывая упомянуть даже само имя Богородицы.
Между тем, «святых-специалистов» и «профильных икон» не бывает. Христианин всегда должен помнить, что какого бы святого ни просил о помощи, тот в силах помочь ему в любом деле. Главное, чтобы дело это было благим, молитва наша усердной, а вера крепкой. То же самое справедливо и для образов Богородицы. Их известно больше 300 и какой-то из них может быть психологически и эстетически нам ближе. Но не более того.
Не нужно низводить образы Пречистой Девы до уровня талисманов! Иоанн Дамаскин, писал о сути христианского иконопочитания: «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». То есть все иконы Божией Матери равноценны и, молясь перед любой из них, мы возносим наши просьбы непосредственно к Царице Небесной! А Она предстательствует о нас перед Богом!
«Симеоново проречение»
Икона «Симеоново проречение», более известна как «Умягчение злых сердец» отсылает нас к событиям Евангелия от Луки, где описано Сретение (встреча) Господа Иисуса Христа. Согласно ветхозаветным установлениям, на сороковой день после рождения ребёнка всякая женщина должна была прийти в Иерусалимский храм, дабы принести жертву очищения. В Иерусалимский храм ежедневно приходили на молитву праведники – Симеон Богоприимец и праведная вдова Анна.
Они были теми свидетелями, которые представляли человечество перед принесённым в храм Богом. Симеон Богоприимец сразу узнал Спасителя и указал на его мессианский статус: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Благословляя Богомладенца, Симеон пророчествовал и о скорби, ожидающей Пречистую при смерти Сына: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Именно поэтому Богородица на этой иконе изображена с семью вонзёнными в сердце мечами. Число семь является символом полноты. В данном случае – полноты горя и печали, которую Пречистая испытала в своей земной жизни.
По одной из версий, образ «Симеоново проречение» появился в средние века в Юго-Западной Руси. Другими вариантами этой иконы считаются образы «Семистрельная» и «И Тебе самой душу пройдет оружие», имеющие некоторые отличия в написании. Многие христиане молятся перед этой иконой Богородицы, когда их постигают какие-то страдания.
26 августа – день памяти иконы «Семистральная», подать записку на молебен перед образом можно здесь:
«Отрокоучительница»
Редкий образ Пресвятой Богородицы «Отрокоучительница», некогда появившийся на Украине, представляет её учащей маленького Спасителя грамоте. Пречистая держит в одной руке раскрытую азбуку, а другой обнимает стоящего Богомладенца. Господь показывает перстом на буквы азбуки и называет их. Наверное, Вы уже догадались, что перед этой иконой верующие часто просят Богородицу помочь в учёбе их детям.
Но помолиться о том же самом можно абсолютно перед любой иконой Богоматери. Например, перед Её чудотворным Владимирским образом.
«Прибавление ума»
«Прибавление ума» – довольно известный образ Божией Матери, перед которым Этой иконе часто молятся школьники, студенты, а также их преподаватели. Образ имеет сложную иконографию и заслуживает пристального рассмотрения. На иконе изображены серафимы и херувимы, парящие над образом Небесного Иерусалима, а также ангелы, подлетающие со свечами к Богородице и Богомладенцу, помещённым в центр композиции.
Богородица и Младенец Иисус на иконе изображены с Царскими венцами, в левой руке Младенца – Держава. Власть Небесная направлена на помощь людям. Богоматерь и Иисус облачены в далматик – церковное облачение. По преданию, во времена патриарха Никона одного иконописца настолько беспокоил вопрос, кто прав – реформаторы или старообрядцы, что у него помутился рассудок. В ужасе, он стал молиться Пречистой Деве о помощи, и она в видении повелела написать ему эту икону. Исполнив послушание в точности, изограф исцелился.
30 августа, в день памяти иконы «Прибавление ума», Вы можете подать записку на молебен перед образом:
«Остробрамская»
Иконография необычна тем, что, как и «Умиление», является частью сюжета Благовещения. Здесь Пресвятая Дева только-только получила от архангела Гавриила весть о будущем чудесном зачатии Спасителя. Мы не видим на иконе архангела, но Богородица, со смирением принимая волю Бога, крестообразно складывает руки на груди и поклоном благодарит небесного вестника за удивительное и доброе сообщение.
Молебен Богородице в день памяти Её образа «Умиление» 8 сентября:
Ещё одной иконой с удивительной иконографией, которая в своём основном сюжете совпадает с образом Божией Матери «Умиление», является Её же «Остробрамская» икона. Своё название эта икона получила от расположения над «Острой Брамой» – одними из ворот Вильнюса, столицы Литвы. Образ почитается не только православными, но и католиками, и отметился многими чудотворениями.
«Непраздная»
Сегодня женщину, которая ждёт ребёнка, мы называем «беременной», от слова «бремя». Ранее на Руси было распространено гораздо более мудрое наименование этого состояния – «непраздная», то есть «находящаяся в заботах». На рубеже XX-XXI столетий в Грузии, в монастыре Дибри, во время реставрации фресок XIV века была обнаружена икона, на которой была изображена сама Пречистая Дева, носящая под сердцем Богомладенца.
Этот образ так же, как и икона «Симеоново проречение» отсылает нас к евангельскому повествованию, где праведный Иосиф Обручник, которому было поручено хранить девство Пречистой Девы, понял, что она беременна: «прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого». На иконе Богородица предстоит, подняв правую руку к голове и утирая слезы, а левою указывает Иосифу, что «мужа не знает» и является Девой. В начале 2000-х годов икона распространилась по всей Грузии и стала весьма почитаемой.
Перед этим образом часто молятся о даровании чадородия те, кто по каким-либо причинам не имеет детей. Интересно, что в русском городе Серпухове примерно в это же время, в 1993 году был явлен образ Богородицы с похожей иконографией, называемый «Поможение родам» или «В родах Помощница». На нём изображена Богородица, руками придерживающая сверху живот, где молящиеся видят фигуру Богомладенца, как бы находящегося внутри её чрева.
Мы рассказали Вам об иконе, которая некогда заинтересовала нас самих. Но поскольку благословение Пречистой не зависит от Её образа, перед которым мы молимся, а совсем скоро, 31 августа, христиане отмечают память иконы «Всецарица», Вы можете просить Богородицу о даровании ребёнка и перед этим чудотворным образом!