Идеи христианства, изменившие мир. Торжество духа над материей
Вы можете подать записку на молебен ко Господу о здравии и благополучии
Христианское Священное Предание говорит о том, что Бог – это бестелесный, вездесущий и всесовершенный дух, который неизменен во времени и безграничен в пространстве просто потому, что само время и пространство сотворены Им. Материя по природе своей мертва, по природе – неразумна. Она, как ресурс, способна питать зарожденную жизнь, но не способна зародить её. Материя со временем подвергается энтропии – разложению.
И только Дух – жив, совершенен, вечен. Только в сознании всесовершенного существа могла возникнуть идея столь прекрасного мира, руководимого столь стройными законами, каковые мы наблюдаем и изучаем с трепетом и благоговением. Только Сознательный мог возжечь сознание в других существах. Дать нам, людям, способность познавать самих себя, своё место в мире, а также своего великого Творца.
Вот как об акте сотворения мира повествует библейская книга Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою…» (Бытие 1:1-2). В этих строках говорится о том, что Дух Божий является первопричиной всего. Священное Предание толкует сотворение «неба и земли» – как миров видимого и невидимого, духовного (ангельского) и материального (в котором живут все люди).
Понимание первопричинности и всесовершенности Бога Духа само по себе много значит для человечества. В отличие от гностических религиозных систем, христианство не провозглашает материю в целом или человеческое тело в частности злом или чем-то низким, признавая ее важным и полезным элементом мира. Оно лишь постулирует однозначный приоритет духа над материей, ведь и сама материя сотворена Духом Божиим.
Христианство утверждает глубокое отличие человека от других сотворённых Богом живых существ и возводит его на вершину творения, как обладающего обеими основными составляющими: духовной, сознательной, волевой (подобно Богу и ангелам) и материальной (подобно животным, растениям и другим живым существам). Нахождение на этом пьедестале накладывает на человека особую ответственность.
Об этом уникальном месте человека во вселенной также сообщается в книге Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог» (Бытие 1:26-28).
Священное Предание говорит нам о том, что существо, сотворённое по образу Самого всесовершенного Бога и, в потенциале, способное бесконечно уподобляться ему, обоживаться, не должно быть игрушкой инстинктов. Христианство утверждает, что человеческая личность может и обязана развиваться. По замыслу Творца каждый из нас способен, прикладывая усилие духа, совершать нечто особенное.
Условно говоря, питаемый энергией Божества и прикладывая собственные волевые усилия, человек может «прыгать выше головы» вплоть до преображения собственной природы. Это очень хорошо показал в своей жизни Иисус Христос, добровольно пошедший на страдания и на смерть ради торжества божественного замысла о примирении падшего человека с Богом. Он воскрес в преображённом теле и в этом же теле вознёсся на небеса.
После грехопадения праотцев Адама и Евы человеческая природа повредилась. Люди стали смертны, подвержены греху, болезням и тлению. Отгородившись грехом от благодати Всевышнего, мы начали распадаться. Но посмотрите, сколь к нам милостив Господь! Он искупил наше непослушание своим послушанием, нашу вину – своей безвинной смертью! Он победил смерть, воскреснув в восстановленной и освящённой человеческой природе. И эту же природу, через свою личность навсегда ввёл в общение с природой Божества.
В Господе Иисусе Христе человеческая природа непрерывно обоживается, становясь всё более и более богоподобной. А мы, верные чада Церкви, можем причаститься этой обоженной природы в Таинстве Евхаристии! В любой момент можем «зачерпнуть» благодати Божией для исцеления собственных души и тела! И для этого нам нужно всего лишь приложить волю, всего лишь возжелать единения со Христом, всего лишь признать свою болезнь…
Это приложение воли и осознание собственных греховных язв называется покаянием, «метанойей», изменением сознания. Изменив собственное мироощущение, мы возвращаемся в личностное общение своего духа с Духом Божиим. Это приводит к тому, что все наши поступки становятся подчинены евангельским идеалам. Вся наша жизнь меняется. Именно так Дух Божий упорядочивает мир. Так он созидает правильную и достойную форму нашего существования.
Преподобный Ефрем Сирин говорил об этом процессе так: «Когда душа не поработится телу, но его подчинит себе, приемля в себя нетленное семя Божие, тогда и тело, как бы влиянием света, делает причастным нетления». Поблагодарим же милосердного Бога за Его великие милости и попросим, чтобы Он помог нам и нашим близким подчинить свои тело и душу Духу Божию! Это единственный путь к нетлению, обожению и вечной жизни в Царствии Небесном!