Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
05.11.2020

Христианский взгляд на мир и человека

В конце X века произошло знаковое событие – Крещение Руси. Князь Владимир «Красное солнышко» выбрал для своего народа новую, в корне отличную от язычества религию – христианство, которое изменило не только принципы мировоззрения людей, но и их традиции, устои, культуру, отношение друг другу и окружающему миру. Во что же верят христиане, и каковы взгляды христианства на весь мир в общем и человека в частности? 

Религия любви

Христианство есть религия любви, потому как «Сам Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает». Этот взгляд на отношения между человеком и Богом является поистине революционным, ведь до этого момента Бог, а точнее многочисленные Боги представлялись этакими суровыми и грозными инквизиторами, требующими, чтобы их постоянно чем-то задабривали. Собственно, в других мировых религиях, например, исламе, Бог тоже предстает как справедливый судья, и только в христианстве он любящий и заботливый Отец.

Основы православного вероучения базируются на принципах искупления и спасения. На первый план в нем выходит милосердие Творца Вездесущего с Своему творению, созданному по образу и подобию Своему. Про прародителя всех людей Адама было сказано, что «Ангелы смотрели на человеческую душу… и видели иного Бога». То есть Адам и сам был как Бог, потому как при сотворении на него обильно излилась Божественная благодать. После грехопадения он от этой благодати отпал, повредив свою Божественную природу. Восстановить утраченное единство был призван Иисус Христос – Сын Божий, которого Господь специально послал на землю, чтобы своими крестными страданиями Он искупил грехи всего человечества.

То есть православная религия вся пронизана любовью: любовью Творца к Своему творению, любовью Сына к человеку и человека к Сыну и Отцу. Результатом более полного осмысления этого вероучения стала появившаяся в первые века христианства система знаний, называемая богословием или теологией. В ее основе лежит Священное Писание, которое последователи учения Христа считают откровением Божиим.  

Бог – центр мироздания 

В первые века христианства взгляд на мир и роль человека в нем отвечал принципам теоцентричности. В переводе с греческого «теос» означает «Бог». То есть центром вселенной и Творцом мироздания является Бог. Он один имеет бытие предвечное, а мир был создан Его словом. Он установил законы, по которым установилось такое сочетание явлений, что через них премудрость Божия и законы жизни духа стали явны для разумных тварей. В отношении мира сверхсущий и непреступный Бог имеет особый образ бытия, который выражается в том, что Он творит мир, промышляет о нем и открывается ему.

Исповедуя веру в Бога Отца, Творца неба и земли, христиане верят, что мир сотворен Его творческим Словом, а также его животворящим Дыханием, то есть Духом Святым. При этом они утверждают, что Бог троичен, а вся Святая Троица участвует в сотворении мира и в промышлении о нем. Мир не только творится, но и содержится словами Божиими, поэтому на нем лежит печать Божественной красоты и смысла. Идея творения стала фундаментом средневековой онтологии, а откровение – это принцип, послуживший базой для учения о познании мира. Согласно принятому в христианстве догмату, Бог сотворил мир из ничего единственно воздействием собственной воли. Такая форма мировоззрения называется «креационизм», что в переводе с французского означает «творение».

Познание Творца мира

Креационизм отвергает идею природного начала мира. Главным его постулатом является сверхприродность или сверхъестественность. Человек также имеет сверхъестественную природу происхождения, а над всем этим стоит Бог, для чего в богословии используется такой термин, как «трансцендентный Бог». Он вечный, неизменный и является источником всего сущего на земле и в мире. Полностью познать бога, как и увидеть Его в христианстве нельзя, потому как он непознаваем, но это не значит, что Он никак не открывается человеку

То, что человек может вместить в своем сознании, он получает через тексты Евангелия, толкование которых – основная задача богопознания. При этом основной принцип христианского учения строится на том, что Господь создал человека по Своему образу и подобию. До грехопадения душа первого человека была бессмертной и самовластной, а самое главное – она не имела склонности ко злу. Прародитель всех людей Адам получил по Божьему подобию добродетели, в которых он должен был укрепляться и возрастать. Зло не было создано Богом, а потому и для первого человека оно было нехарактерно. Склонность ко злу появилась после грехопадения, когда Адам отпал от Божественной благодати. 

Пришедший в мир Спаситель был призван восстановить эту нарушенную связь, поднять человека до того уровня, чтобы он смог снова воссоединиться с Духом Святым и Самим Богом. То есть христианство дает людям самое главное – надежду на торжество добра над злом, являясь оптимистичным по своей сути.

Познание Бога через Библию

Все принципы христианского вероучения подробно излагаются в Священном Писании, которое поделено на две группы – Ветхий Завет и Новый Завет. В первом изложена история сотворения мира и взаимоотношений Бога с людьми до того, как в мир пришел Его Сын Иисус Христос. Новый Завет в основном посвящен приходу Спасителя и созданию на земле святой апостольской Церкви. Читая Библию, изучая ее, человек узнает, что ему нужно сделать для того, чтобы примириться с Богом и стяжать Царствие Небесное еще здесь, во время земной жизни. Все в Священном писании соответствует принципам теоцентризма. Это касается философских представлений о человеке как личности, а также его роли в жизни государства.

При этом важнейшей идеей Библии является теория личностной свободы человека. Господь создал его по Своему образу и подобию. Он наделил его свободной волей. Запретив вкушать плоды с древа познания добра и зла, Господь явил способ укрепления свободного волеизъявления человека. То есть он сам должен был решить, какую сторону ему принять, и в конце концов он сделал свой выбор.

Греховная природа человека

Прародитель всех людей Адам был совершенным, непорочным человеком. Его душа, по словам преподобного Ефрема Сирина, «была движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом». Он не только общался с Богом, но и проникал в Его тайны, познавал Бога, изучая его Божественные творения. Его целью было привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству, совершенствуясь и возрастая в добре. После грехопадения, будучи проклятым и изгнанным из рая, он лишился Божественной благодати, связи со Своим Творцом. Однако кое-что у него осталось – это свобода воли. Будучи Божиим созданием, он не лишился способности поступать, руководствуясь собственной волей. Но в отрыве от Бога он стал пользоваться ею не во благо себе и ближним, а во вред. 

С этого момента началась история нравственных и физических страданий людей как следствие выбора прародителей Адама и Евы. Люди выбрали свой путь к блаженству. Провидение предоставило им возможность на своем опыте убедиться, надежен ли этот путь. Для начала неповиновение человека Богу освободило от покорности человеку земных тварей. Они стали враждебными к нему. Человек был вынужден в поте лица зарабатывать свой хлеб, трудиться на земле, выращивать фрукты и овощи. 

Невинность и чистоту люди помрачили нечистыми мыслями и желаниями, в результате чего земля произвела плевелы и терния. Неумеренность в употреблении пищи, наслаждениях произвела болезни и язвы. Вместо того, чтобы прийти к познанию истины и вернуться к Богу, человечество все больше тонуло в нечестии и разврате. Оно забыло о смерти и стало жить так, как будто ее нет. Всемирный потоп и спасение лишь одного благочестивого Ноя и его семьи должно было напомнить человеку, что может быть, если уклоняться от воли Отца Небесного, но, как и до потопа, люди продолжали жить в свое удовольствие, все больше костенея сердцем, погрязая в грехах и страстях. 

Спаситель и искупитель Иисус Христос

Помочь роду человеческому мог только сам Господь. Потому то Он и послал на землю Сына Своего Единородного, чтобы уничтожить зло, причиненное грехопадением, и даровать людям блага, исходатайствованные искуплением. Напомним, что Бог есть любовь. Он не нашел ничего лучше, как восстановить разрушенные связи посредством явления второго Лица Святой Троицы в рабском и униженном состоянии. Сын человеческий пришел не как царь, чтобы Своей силой установить Божью волю, а как агнец Божий, добровольно идущий на заклание.

Почему этот план состоит в самоотвержении, смирении? Причину необходимо искать в грехе человека. Возомнив себя богом и захотев сам стать как Бог, Адам согрешил гордостью, поэтому для уничтожения этого греха требовалась противоположная добродетель – смирение. Спаситель был подобен человеку во всем, кроме греха. Искупить грехи рода человеческого он мог только тем образом жизни, который противоположен образу жизни людей. Его величие – в страдании, терпении. Но это величие открыто в Иисусе только для ока высокого. Иисус – страдалец на кресте – это такой идеал, лучше которого разум придумать не может. В Его Лице тварь взошла на такую ступень возвышения, дальше которой идти невозможно.

Новый Завет

Иисус Христос принес с Собой новый договор с Богом. То, что сделал Творец для спасения своего создания, тонущего в болоте греха, описано в четырех Евангелиях, которые все вместе составляют Новый Завет. Эти Евангелия были составлены в конце I века, и тогда же последователи учения Христа, его ближайшие ученики разработали основополагающие принципы христианского мировоззрения, которые базируются на главных христианских догматах. Кроме того, в Новый Завет вошли Послания Апостолов. Эти тексты также были составлены ближайшими учениками и последователями Иисуса Христа. Они легли в основу идеологической и организационной базы, на которой была создана христианская Церковь.

Со времени своего основания она играет роль представительницы Бога на земле и владеет правом толковать Божественное откровение, делая это на основании трудов святых отцов – тех самых, через которых Господь открывал и продолжает открывать Свою Истину. Некоторым особняком от трех основных Евангелий стоит Апокалипсис – последняя книга Нового Завета, известная как Откровение Иоанна Богослова. Оно повествует о Втором пришествии Иисуса Христа. Дело в том, что христиане верят, что в последние времена кончины мира Иисус Христос вернется, чтобы судить живых и мертвых. Но если первые три Евангелия читаются за богослужениями, а толкования на них хорошо знакомы всем священнослужителям и мирянам, то Апокалипсис на службе не читают, да и по поводу его толкований ведутся споры. 

Единство всей Православной Церкви

С первых дней появления христианских общин исповедовавшие эту религию стремились приобщить всех членов к заботе не только о себе и своем благе, но и благе других. Вот почему люди собираются в храмах, возносят общую соборную молитву Богу, так как верят, что там, где говорят о слове Божием, там и Бог посреди них. Даже находящиеся друг от друга на большом расстоянии общины чувствуют свое единство, и не последнюю роль в этом сыграл новозаветный тезис: «Нет не эллина, не иудея». То есть все люди равны перед Богом независимо от их национальности, пола, возраста, материального достатка.

Чтобы добиться прежнего богоподобия, «обожиться», необходимо трудиться и работать над собой, очищая свою душу от грехов и страстей, и заменяя их добродетелями. Главный постулат христианского учения – «уклонись от зла и сотвори благо». Христиане верят, что побеждая зло в самом себе, они как по лестнице восходят в Царствие Небесное, возвращаются в Отчий Дом, из которого когда-то так необдуманной ушел их прародитель Адам

Согласно христианскому учению у каждого греха есть противоположная ему добродетель. К примеру, чревоугодию противостоит воздержание. Вообще христиане верят, что пока человек подвержен страсти чревоугодия он никогда не сможет добиться искоренения у себя каких бы то ни было других страстей. Вот почему последователи учения Христа так много постятся, ведь большую часть года занимают постные дни. Сребролюбию противостоит нестяжание. Еще один камень преткновения, о который спотыкаются все. В век эры потребления не просто ограничить себя только самым необходимым. Реклама кричит: «Ты этого достоин», и человек снова начинает свой бег по кругу, стремясь добиться каких-то материальных высот и забывая о духовном.

Возврат к своим корням

Благодаря апостолам, проповедовавшим Евангелие по всему миру, до России тоже дошла их проповедь. Воссияв в 988 году на берегах Днепра, христианство дало мощный толчок для развития страны на протяжении всей ее многовековой истории. Сколько святых, преподобных, блаженных и юродивых появилось и просияло именно на русской земле! Блаженная Ксения Петербургская, блаженная Мати Матрона Московская, епископ Тихон Задонский, архиепископ Лука (Войно-Ясенский) и многие-многие другие. А сколько своей кровью засвидетельствовали об истинности христианской веры в годы богоборческой власти!

Уничтожение храмов, убийство настоятелей, вызовы на ковер к начальству при желании посещать храм и молиться в нем не смогли отвратить людей от религии. Более того, именно она помогала и спасала людей во время пятилетней войны с фашистской Германией. Люди носили с собой в карманах иконки, матери зашивали в шинель солдатам бумажные листочки с молитвами, потому как верили, что без Божьей помощи справиться с врагом и остаться в живых не получится. Возрождение христианского учения, наступившее в период демократических преобразований, явилось закономерным итогом.

Да, сегодня людей уже никто не преследует за их религию. Храмы открыты, можно безбоязненно их посещать, молиться и не скрывать своего вероисповедания. Важность религии осознает и государство, находясь в тесном общении со священством и учитывая его голос при принятии важнейших для общества решений. Все то, что вызывает общественный резонанс – аборты, отношении к инвалидам, насилию в семье решается на высшем законодательном и церковном уровне, что не может не радовать. Люди возвращаются к своим корням, они уже «наелись» западной демократии с ее сексуальной свободой и вседозволенностью. 

Они снова хотят верить в светлое и доброе, ведь если не будет этой веры, то и жить незачем. А Церковь с самого первого своего дня указала начала, на которых должно созидаться спасение человека. Указала она и средства для достижения этой цели. В основе всего лежит любовь, которая по мнению христианства «долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Так дай же и нам, Господи, надежды в покаянии и нашем трудном житие, веры, что мы все перенесем и достигнем Царства Небесного!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.