Если Христос взял наши грехи на себя, значит можно грешить и ничего не бояться?
Христос действительно заплатил за грехи человечества, принеся себя в жертву, но дает ли это право людям продолжать жить так, как они хотят, поступать не по совести, а по своему желанию? Этот вопрос волнует многих, и обычно им задаются люди, только начинающие познавать азы православия. В народе даже распространены такие пословицы: «Бог грешников любит», «Не согрешишь – не покаешься» и т. п. Говорят еще, что «грех – это вторая натура», но позволительно ли ей взять над собой верх? Творец Вездесущего создал людей по своему подобию, чтобы жили они с Ним в раю, в постоянном богообщении. Но Адам и Ева возомнили себя выше Бога, а потому отпали от Него и стали не только грешными, но и смертными. Каждый человек несет в себе этот первородный грех своих прародителей. С ним он рождается и не грешить не может. Можно сказать, что грехопадение низвергнуло человека до состояния принудительного невежества. Человек приходит в этот мир, но как в нем жить правильно, какой путь избрать, не понимает. Бог дал людям Закон, но они не смогли его исполнить. Начать все сначала уже невозможно, как и стать девственно-чистым. Человек уже познал грех и любой его поступок будет совершаться с позиции согрешившего и отпавшего от правды, а значит и от Закона. Есть в православии болезненная для христиан история, связанная с сектой николаитов. О ней упоминает сам Господь в книге «Апокалипсис»: «Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов, которое я ненавижу (Откр. 2:15). Николаиты верили, что грех человеку необходим, ведь без него невозможно покаяние, а потому они свободно и даже специально грешили, вводя в заблуждение христиан, уверяя их, что вернуться назад, оправдаться и очиститься уже невозможно, а посему нужно греху предаваться. Но Бог не разрешал творить беззаконие. Напротив, Он говорил: «Уклонись от зла и сотвори благо». Бог любит свое творение, Он ждет, Он хочет, чтобы человек исправился, потому и послал в мир Своего единородного Сына – Иисуса Христа. Пришедший в мир Спаситель пришел для того, чтобы рассказать людям о Боге – Боге, которого они не знали. Мы не будем сейчас углубляться в учение Ветхого Завета. Скажем только, что первые христиане воспринимали Бога не как любящего Отца, а как сурового, готового наказать за любую провинность судью. Но Господь действительно любит свое творение, причем так сильно, что даже отдал на растерзание людям Своего любимого Сына. Он принял на себя весь гнев Божий, который должен был обрушиться на людей, а не на Иисуса. Человеку простились его грехи, но не для того, чтобы он вернулся назад к Закону. До физической смерти прощение грехов не решает проблему греховности. Сам человек ничего для своего исправления не сделал. За него это сделал Христос, но пока человек живет, грех властвует в его теле. Пока жив человек прощение дает ему лишь одно и самое главное – возможность приблизиться к Богу, обожиться. Иисус Христос говорил: «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к Нему и обитель у Него сотворим» (Ин. 14:23). Чем может оправдаться человек теперь? Своей верой во Христа, соблюдением заповедей Божьих, а также принятием Господа в причастии, но и здесь не все так просто. Некоторые люди живут по принципу «нагрешили-покаялись», снова и снова подходя к Чаше в надежде, что Бог через причастие Сам с ними что-то сделает. Но это совсем не то, что подразумевает спасение и искупительная жертва Иисуса Христа. Апостол Павел призывал рассуждать о Христе: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот есть и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:29). Что значит «рассуждая»? Это значит, не ожидать чудес, а пользуясь рассудком и разумом, познавая веру, действуя через любовь стяжать опыт богообщения и от него – надежду. Надежду исцеления во Христе. Господь долготерпелив и многомилостив. Он не отвергает, принимает трагедию человека, но только при условии, что человек сам захочет исправиться и освободиться от греха. Многие люди, которым вроде бы не чуждо учение Христа, но которые пока не хотят работать в этом направлении и трудиться над собой, сами себе дают некую отсрочку. Они ждут наступления старости, чтобы уже тогда, на заре своей жизни, разом покаяться во всех своих грехах и с чистой, как они думают, совестью, войти в Царствие Небесное. Но это путь обмана и лукавства, а обмануть Бога невозможно. Вот как говорит об этом царь Давид: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его (Псалтирь 17:26-28). Бог может не дать времени на покаяние и забрать неожиданно. Не секрет, что до старости доживают не все. Очень много уходит в молодом, зрелом возрасте, а то и в младенчестве. Никто не знает, кому сколько отмерено, поэтому и оставлять свое спасение и покаяние на потом не стоит. Конечно, Богу противны все грехи человека, но особенно Ему противны тяжкие грехи – блуд, воровство, убийство, наркотическая и алкогольная зависимости. Если после совершенного покаяния человек осознанно возвращается к таким грехам, то искупительная жертва Христа на него уже не распространяется. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников… у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Евреям 10:26-31). Кто такие «николаиты» и к чему они призывали?
Искупление греха
«Да не в суд или в осуждение»
Жить, грешить и покаяться в конце жизни
Что будет, если грешить после покаяния?