Должна ли жена бояться мужа?
Дискуссии по поводу изречения апостола «да убоится жена мужа своего» ведутся как в светских, так и религиозных кругах. Но если верующие пытаются докопаться до истинного смысла, то все остальные понимают его буквально. При этом мужья используют как аргумент в защиту своего: «Я сказал», а жены как критики этой точки зрения. А что же именно нужно понимать под словом «убоится»? Действительно, эта цитата из послания апостола Павла к ефесянам вырвана из контекста, это всего лишь малая часть его речи, а чтобы понять истинный смысл, нужно прочитать все послание. Хотя очень многое будет понятным и встанет на свои места, когда мы прочитаем предыдущую реплику: «…каждый из вас да любит свою жену…» (Еф.5:33). А апостол Петр и вовсе призывал: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1Пет.3:7). То есть в церковном богословии эти два положения неотделимы друг от друга. Они работают только в сочетании, а отдельно друг от друга действительно искажают реальность, извращают ее. Ведь если мужчина обращается с женой как с японской вазой прошлых веков, если он любит ее, то почему же она должна его бояться? Ведь боятся как раз тех, кто относится к нам плохо, кто нас гнобит, унижает, оскорбляет, а тем паче применяет физическое насилие. Данные отрывки из послания апостола Павла не случайно звучат на таинстве венчания, ведь оно призвано освятить союз между мужчиной и женщиной во образ того союза, который есть между Христом и основанной Им Церковью. И в том смысле, в каком мы смотрим на Христа, благоговея перед Ним, склоняя голову, почитая Его, жена должна мыслить себя по отношению к своему мужу как к главе семьи. Но это правило работает только в том случае, если супруг этой самой главой и является, какой выступает Христос по отношению к Церкви. Когда эта иерархия семейных отношений, установленная апостолом, сохраняется, жена без какого-либо принуждения подчиняется супругу, но, как говорится, «не за страх, а за совесть», потому что она ей так подсказывает, потому голосом совести с нами говорит Сам Господь. Ведь и Господа Бога мы почитаем не из-за какого-то панического рабского страха. Мы относимся к Нему с благоговением, почтением, потому что любим, потому что боимся оскорбить словом или делом, греховным поступком. Эту же аналогию можно перенести и на отношения супругов, поскольку их освященный союз – это союз во образ единства Христа и Церкви. Почему сегодня так мало счастливых браков, почему муж вынужден требовать почтения к себе от жены, которая кричит что-то типа: «Я никому не рабыня, я сама себе хозяйка»? Мужья пытаются сломать жен, жены – прогнуть под себя мужей, а все это происходит от того, что никто не хочет избавиться от собственного эгоизма. Они живут не ради Бога, а ради себя. Заключая союз, каждый думает, что он может от этого получить, какие выгоды и привилегии. Жены не желают покоряться мужьям, и в этом нет ничего удивительного, если они не видят в ответ ничего, за что могли бы уважать, любить и почитать их. Оставляя свое назидание ефесянам, апостол Павел прежде всего радел за высокую культуру взаимного общения, в которой нет места разнузданности, развязности. А что мы видим сегодня? Спорящие и ругающиеся супруги доходят подчас до крайней степени цинизма и хамства, забывая, даже не интересуясь совсем, к чему призывает их Господь словами апостола. Да убоится жена мужа своего оставить голодным. Да убоится жена отпустить его на корпоратив одного. Да убоится жена вызвать гнев супруга своими некомпетентными советами, касающимися обустройства дома и быта, выполнения ремонтных работ. Когда она делает все, чтобы муж с удовольствием возвращался с работы домой, чтобы у него и желания не возникало пойти на корпоратив без нее или поехать в отпуск с друзьями одному, он отвечает тем же, любя свою благоверную, проявляя по отношению к ней заботу и внимание, холя ее и лелея. Кто-то скажет: «Так не бывает. Это все сказки». Бывает, но для этого нужно очень сильно постараться, приложить усилия, положить себя самого и все свои «хотелки» на алтарь семьи. Ведь любовь – она всегда жертвенная. Если в ее основе лежит эгоизм, то это не любовь. Все это так просто, ясно и понятно, что перетолковывать Евангельские слова просто нет нужды. Вырванные из контекста
Не ради Бога, а ради себя