Дает ли христианство свободу?
Обычно далекие от Церкви люди объясняют свое нежелание ходить в храм тем, что религия стесняет их свободу. Действительно, на первый взгляд кажется, что христианство накладывает слишком много ограничений на жизнь человека, лишая его возможности выбора, а как все обстоит на самом деле?
«Я свободен»
«Я свободен, словно птица в небесах», – поется в одной популярной песне знаменитой рок-группы. Свобода – это то, чем мы обладаем по праву, с чем мы рождаемся как личности, имеющие возможность выбора и самоопределения. Но, как бы нам ни хотелось, наша внутренняя свобода всегда ограничена свободой внешней, ведь не только мы сами, но и другие окружающие нас люди также имеют право на свободу, а потому мы все сталкиваемся со множеством ограничений, заключающихся в принятых в обществе законах, обычаях, морали.
То есть как ни крути, а абсолютно свободными мы себя считать не можем, потому что там, где начинается наша свобода заканчивается свобода другого человека. Но есть особая категория свободы, где человек может стать полноправным властелином – это свобода духовная. О чем идет речь?
«Целая вселенная»
Святитель Григорий Богослов называл человека «великим миром в малом». В нас заключена целая вселенная, «сокращенный конспект мироздания», – как говорил священник Павел Флоренский. Действительно, в человеческой природе присутствует все, что есть в видимом мире – материя, биология, психология, рассудочное начало, но не только. В нас есть язык и культура, понятия совести, достоинства и стыда, разумная воля, которая выражается во внутреннем самоопределении личности перед лицом добра и зла. Наконец, у человека есть душа, есть дух, а значит мы можем взять под контроль свои собственные чувства и желания, особенно если точно знаем, что они не идут нам на пользу.
Личность человека
Речь идет о духовной свободе, которая приобретается только при условии ведения правильной христианской жизни. Христианство утверждает, что следствием грехопадения первых людей явилось онтологическое повреждение человеческой природы. Можно сказать, что она «расщепилась» на отдельно функционирующие «фракции» – разум, сердце и тело. Каждая из них приобрела суверенную волю, и теперь каждый человек вынужден ежеминутно делать выбор, борясь со своими собственными желаниями, потребностями, убеждениями и устремлениями.
Конечно, в разночтении этих образных голосов «адвоката», «прокурора» и «свидетелей» явно слышится голос одного «судьи», который в ходе внутренних переговоров останавливается на каком-то одном решении и транслирует его вовне. Это личность человека. Она не сводится к одной лишь человеческой природе. Это гораздо более глубокое, обширное понятие. В православии личность соотносится с образом Божиим. Человек – это космос потому, что вмещает в себя все, что присутствует в мире, но несет в себе и кое-что еще, чего мир не имеет и вместить в себя не может – образ Божий, Божественную благодать, совесть, разум, благодатное Богосыновство.
Свобода – это атрибут личности
Свобода – это прерогатива личности, но не атрибут природы человека. Каждый день и каждую минуту мы делаем выбор и делаем его не под давлением обстоятельств, ибо там, где присутствует некая причина, невозможно говорить о свободе. Человек сложносоставен. Не все в нем можно объяснить исходя из законов мироздания, не все в человеке родом из мира сего. Но подлинная свобода начинается там, где он научается быть свободным в себе самом, в своей «малой вселенной».
Он может быть свободен от неадекватных запросов своей природы и чувственных манипуляций с ее стороны. Наша природа – физическое тело, психосоматика – это лишь рычаги реализации личности. Подлинная свобода – это способность богоустремленной личности правильно распоряжаться потенциалом своей природы, контролируя плотские и низменные желания своего поврежденного естества. До грехопадения все «фракции» человека были полностью согласованы между собой, но после грехопадения все расстроилось, и животная природа стала преобладать над духом.
Человек стал страстным, как еще его называют в православии – ветхим. Он стал рабом, так как потерял способность следовать тому, о чем ему говорят вера, разум и совесть. Это состояние духовного рабства очень ярко описал апостол Павел, говоря: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7, 15, 19, 23).
Человек оделся в «кожаные одежды», которых суть, согласно святителю Григорию Нисскому «наслаждения и слава и преходящие почести и скоротечные радости плоти… чувственные удовольствия, гнев, чревоугодие, ненасытная жадность и подобное этому». Но духовное состояние человека, будь то совершенствование или деградация, неизменно отражаются на всем окружающем мире. Сегодня мы можем наблюдать катастрофическую моральную деградацию общества в современных «свободных» странах. Внешняя свобода без сдерживающего внутреннего фактора не только не возвышает человека, но приводит к его духовному и нравственному разложению.
Ненормальный, неполноценный, ущербный и нравственно несовершенный человек, охваченный болезненными душевными метаниями, мечтаниями, чувствами, желаниями, мыслями потерял способность к целостному восприятию окружающей действительности. Склонный обманываться, устремляясь к эфемерным реалиям, он попал в зависимость к самому себе и именно эту зависимость современное общество пропагандирует как мнимую свободу.
Новый человек
Что православие предлагает обществу и каждому отдельному его члену для достойной жизни и полноценного развития? Оно предлагает не рассматривать свободу как самоцель, а использовать ее лишь как инструмент для служения великой цели – возведения каждой личности в достоинство «нового» человека. «Новым» апостол Павел называет того человека, который свободен над самим собой, что Кант выразил так: «Под свободой в космологическом (метафизическом) смысле я разумею способность самопроизвольно начинать состояние. Свобода в практическом (нравственном, духовном) смысле есть независимость воли от принуждения чувственности».
В идеале новый человек – это Богочеловек Иисус Христос, Который своим воплощением восстановил поврежденную грехом природу человека. Обычный, нормальный человек в действительности духовно ненормален. Он подвержен влиянию страстей, искажающих его душу, поэтому христианство считает необходимым создать такие нравственные и правовые условия, которые не только ограничивали бы прогрессирование этих духовных болезней, но и способствовали их исцелению. Это возможно, если любой закон и право будут исходить из принципа любви, неся пользу и благо для каждого человека.
Поэтому признания обществом достойны лишь те права, которые воспитывают в членах истинную любовь к человеку и искореняют три основных источника всех болезней человечества – славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Этот критерий следует из христианского понимания духовной свободы как высшей цели всех человеческих свобод.
«Где дух Господень, там свобода»
Абсолютная духовная свобода – это свойство Бога. В той или иной мере ее достигли святые подвижники, очистившись от страстей. Полностью потеряли ее те, кто ожесточился во зле, потеряв способность к добру и хуля Духа Святого. Православие видит идеал духовной свободы в Боге, Который, как известно, «есть любовь». Поэтому свобода не может существовать «по ту сторону добра и зла». Зла в онтологическом плане не существует. Зло – это отсутствие добра, его искажение, путь личности к ложной цели. Свобода развиваться только «в пределах» бесконечной благости Божией. Поэтому апостол Павел и утверждает: «Где дух Господень, там свобода». Свобода без Бога – это зло, страдание и рабство.
Божественная свобода – независимость Бога в Его бытии и действиях от кого бы то ни было. Бог есть абсолютное Благо, Его действия есть благо, и в Своих благих действиях и промыслах Он свободен от любых препятствий. Для Бога характерны неизменность, всеблагость и всезнание, Он свободен от заблуждений и необходимости выбора. Человек же ограничен, абсолютного знания не имеет, а посему вынужден выбирать. Зачастую причиной его жизненных неурядиц выступает неправильно сделанный выбор, ведь не ограниченная любовью свобода разрушительна, поскольку она закономерно трансформируется в свободу страстей, произвол, анархию.
Бог свободен от зла, заблуждений и греха, и к этому идеалу свободы призван и человек: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Соединяясь со Христом, Истиной через стяжание Святого Духа человек освобождает свои волю, разум и чувства от заблуждений, влияния греха и приобретает полноценную свободу.
Служение злу
Что происходит с человеком, если он отказывается от Бога и отдает себя на служение своим страстям? В результате формируются самые разные зависимости и болезненные наклонности – грехи, про которые апостол Иоанн сказал: «Грех есть беззаконие (1Ин. 3, 4). Но всякий делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). Именно такая «свобода» явилась тем изначальным искушением, которое, предложив «свободу» от воли Божией путем познания добра и зла, победило первого человека и побеждает его потомков, открывая двери вседозволенности и порождая рабство «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1Ин. 2, 16).
Понимание этого было даже у древних языческих мудрецов. Так, Эпиктет говорил: «Кто свободен телом и несвободен душой, тот раб; и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно – свободен». Сегодня идеи духовной свободы подменились идеями похотей. Поистине, это символ нашего времени и самая большая его беда. На первый план для современного человека вышли социальные, сексуальные и другие свободы, хотя без идеи борьбы с грехом они не несут ничего, кроме произвола и приводят в конечном итоге к духовной и нравственной деградации личности и общества, антикультуре, идейному анархизму и др.
Обличая проповедующих внешнюю свободу, забывающих о свободе внутренней, апостол Петр Говорил: «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет. 2, 18–19). Об этом же говорит и апостол Павел в своем послании к Галатам: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу... Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти...» (Гал. 5, 13, 16–17).
Расчеловечивание
Любая свобода, право и обязанность, в том числе религиозная свобода должны основываться на единственном и главном принципе, заключенном во фразе «благо другого, понимаемое как свое собственное». Ее можно перефразировать на более известное и понятное «не делай другому того, чего не хочешь себе». Она находит выражение в заповедях Христовых, с которыми знаком каждый христианин. Большая часть заповедей в той или иной форме присутствует в законодательстве всех стран, запрещающих убийство, воровство, насилие и т. д.
Однако подлинный источник этих преступлений зачастую остается в тени. Власть борется со следствием, но не с причиной беззакония – пропагандой славолюбия, сребролюбия и сластолюбия. Сегодня во главу угла возводится все земное, плотское, мирские удовольствия, люди совсем забыли о своей душе. По мнению профессора Московской духовной академии Алексея Осипова, подобная свобода страстей все больше приближает народы к последним дням своего существования. Все современные кризисы являются порождением абсолютизированной внешней свободы, которая при условии утраты понятия греха превращается в произвол, безжалостную эксплуатацию всего, что есть в мире – человека, природу, мысль, творчество, культуру и др.
Эта свобода, которая есть не что иное, как вседозволенность, ведет современное человечество к полной утрате всех свобод – как внутренней, так и внешней и окончательному установлению в мире жестокого тоталитарного режима. Глядя на события, которые сегодня происходят в мире, сомневаться в этом не приходится. Человек легко продает свою внешнюю свободу за удобство и комфорт. По мнению одного из современных писателей, так легче жить. Не нужно нести за нее ответственность и принимать какие-то решения. Вышедшие на поверхности и поработившие человека страсти делают его сластолюбивым, эгоистичным и все больше способным продать свою совесть за скоропреходящие удобства и прихоти.
Подобные сделки сегодня наблюдаются во всех сферах жизни. Известный русский мыслитель И. С. Аксаков пророчески писал: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет – уже совлекает с себя – и образ человеческий и возревнует об образе зверином». То, что происходит сейчас – лучшее тому подтверждение.
Свобода слова, печати, телеинформации становятся орудием зла. Со всех сторон нас бомбардируют пропагандой насилия, лжи, лицемерия, разврата, сатанизма. Один американский психолог сказал о телевидении так: «Когда вы включаете телевизор, вы автоматически выключаете в себе процесс становления человека». И это справедливо по отношению ко всем электронным гаджетам. Господствующий в современной цивилизации принцип «свобода ради свободы», отрицающий саму возможность проявления любви, становится наркотиком, убивающим людей.
Исключительное достоинство личности
Православие открывает миру тайну личности, ее исключительное достоинство, благодаря которому можно говорить об уникальном статусе каждого человека на земле. Только в христианском мире возможно возникновение, осуществление и эволюционирование идей различных социальных свобод, то есть прав человека. Даже либеральный Герцен признавал, что «личность христианина стала выше сборной личности города; ей открылось все бесконечное достоинство ее — Евангелие торжественно огласило права человека, и люди впервые услышали, что они такое».
По мнению христианства, подлинное право человека – это право его духовной личности, но не животной природы. Как сказал апостол Павел в своем послании к Галатам: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5,13). Господь создал нас свободными, но реализовать свободу можно только в любви. Христианство дает положительную оценку только тем социальным правам и свободам, которые воспитывают в человеке истинную любовь, сохраняют его нравственное достоинство и максимально оберегают общество от греха, то есть ото всех видов зависимостей.
Греческий богослов и религиозный мыслитель Неллас Панайотис пишет: «Любовь и есть точное содержание и подлинное проявление свободы, которая – будучи полнейшим согласием личности с Богом, миром и людьми – на деле противоположна индивидуально мыслимой независимости. Свобода как человеческое состояние тождественна любви. Любовь и есть свобода». Только такая свобода возвышает личность на уровень подлинного образа Божия.