12.05.2023

Что нужно для духовного возрастания наших детей?

Святые отцы православной Церкви сравнивают родителей, не дающих детям духовного воспитания, с теми, кто, одев их и накормив, выталкивает ночью в непогоду на улицу. Одинокий, растерянный ребенок без веры дезориентирован, он не знает дороги, не знает, куда и зачем ему идти. Поэтому первоочередная задача каждого родителя – обеспечить духовное возрастание своих детей, а что для этого нужно? 

Что такое духовное воспитание?

Все мы более-менее представляем, в чем заключается воспитание ребенка. Мы радеем и следим за тем, чтобы он был накормлен, одет и обут, получил образование, ведь это главная путевка в жизнь. При этом мы дополнительно развиваем малыша, его природные дарования и таланты, памятуя о том, что разносторонней личности пробиться в жизни проще. Что касается морально-нравственного воспитания, то оно осуществляется по остаточному принципу, ну а о духовной стороне и вовсе говорить не приходится. Максимум – мама сводит ребенка на Пасху в храм святить куличи, да поставить свечи у икон.

Да, большинство из нас крещеные православные христиане, и детей своих мы стремимся крестить во младенчестве, чтобы все «как у людей», с богато накрытым столом, подарками и родственниками, но на этом знакомство с религией, как правило, заканчивается. Но крещение само по себе, без духовной жизни не спасительно. Это лишь семя, которое при благоприятных условиях может прорасти и дать плод, а может засохнуть и умереть. 

Ответственность родителей

Все мы помним из Евангелия, что «женщина спасается чадородием», но это не значит, что чем больше она нарожает, тем выше ее шансы попасть в Царство Небесное. Мы несем ответственность за своих детей, а точнее – за их духовное воспитание. За это Господь спросит с нас на Страшном Суде. Горе тем родителям, у которых дети погрязнут в безбожии, пороках и смертных грехах без покаяния.

«Яблоко от яблони»

Все мы слышали поговорку «яблоко от яблони недалеко падает». В Священном Писании об этом сказано так: «Древо познается по плоду своему… (Лк.6:44). Душу подрастающего ребенка формирует дух семьи, ведь души родителей и детей находятся в теснейшей связи. Из истории Вселенской Церкви мы знаем немало примеров целого поколения благочестивых людей, например, семья семи мучеников Маккавейских, семья мученицы Фелицаты. То есть праведность детей явилась прямым следствием праведности их родителей, и степень успеха здесь прямо пропорциональна затраченной энергии. 

Кто-то скажет, что и так тратит много времени на ребенка, обслуживая его, стирая, готовя пищу, помогая с уроками. Все это понятно, а как же морально-нравственные качества? А как же добро, забота, милосердие, сострадание? Кто его этому научит, как не мать с отцом? Да, сегодня мы привыкли крутиться, как белки в колесе, но при этом находим время на себя, на свою личную жизнь, походы в театры, кафе, выставки. Православное вероучение учит, что нужно оставить всю эту светскую мишуру, не питающую дух, и потратить время и силы на то, что действительно важно. 

Многие родители откладывают знакомство с религией в долгий ящик, типа, вырастет, сам разберется. Но вместо этого получают безвозвратно упущенное время, ведь именно в детском возрасте ребенок способен к умилению, состраданию, он смотрит на мир чистыми и светлыми глазами, в нем нет жестокости и окаменелости. Сея на эту благодатную почву, можно получить хороший урожай, а делать это позже мало смысла, ведь душа уже очерствеет, дитя затянут и поработят соблазны мира. 

Самоотверженная любовь

Все мы уверены, что любим наших детей. Это кажется естественным, это закон природы, но как мы их любим? Так ли, как говорит апостол Павел: «Любовь не раздражается». А может быть так: «Любовь не ищет своего». А как же наше право на личную жизнь, жизнь для себя? Наша любовь редко бывает самоотверженной и жертвенной. Мы все чего-то требуем от детей, чего-то от них ждем. А им нужна лишь наша любовь, наши ласка, внимание и забота. Сердце детское чутко и отзывчиво, и когда мы все свое сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам свое.

Поэтому задача каждого родителя – не жалеть себя ради своих детей. Ради них стоит пожертвовать пресловутыми «личными интересами» и «личной жизнью», развлечениями, светской суетой, всем тем, что отвлекает и отдаляет нас от детей. А сегодня у нас как бывает – отец работает, пропадает целыми днями, мать – по хозяйству или тоже зарабатывает на хлеб насущный, а дети предоставлены сами себе. Святые отцы Церкви советуют беречь единство семьи, не допуская ее разделения. Семья христианина — отец, мать, дети — это образ Святой Троицы на земле. Поэтому она должна быть едина в духе и любви, а любящий живет не для себя, а для тех, кого любит, посвящая им все свое время, мысли и чувства. 

Факторы духовного возрастания

Святые отцы выделяют семь факторов духовного возрастания:

  1. Участие в Таинствах Церкви.

  2. Молитву.

  3. Пост.

  4. Пример благочестия родителей.

  5. Духовную среду.

  6. Духовное чтение.

  7. Освящение обстановки.

Христос заповедовал родителям пускать своих детей приходить к Нему. Питать зародившуюся при Крещении духовную жизнь можно только при условии участия в Таинствах Церкви. Необходимо почаще ходить с ребенком в храм, вместе исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых. Конечно, при этом мы должны понимать их сущность и передаваемую через них благодать, а значит необходимо вести об этом беседы с ребенком и по мере возрастания углубляться в понятия о значении Таинств. 

Молитва – еще один фактор духовного возрастания. Необходимо с младых ногтей приучать ребенка молиться – сначала кратко, своими словами, а потом постепенно добавлять в его молитвенный арсенал привычные для каждого верующего христианина молитвы – Ангелу Хранителю, «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш». Молитва – это дыхание духовной жизни, без которой она замирает. При этом творить молитву мы можем в трех основных формах: выполняя молитвенное домашнее правило, вознося Богу краткие молитвы в течение всего дня и принимая участие в церковном богослужении. Все эти три формы должны присутствовать в жизни детей.

Что касается поста, то многие родители считают, что ребенку такой духовный подвиг не по плечу, и вообще, ограничения в пище могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии чада. Но здесь опять-таки следует напомнить о смысле поста. Дело ведь не в том, чтобы просто убрать из рациона ребенка мясо и молочные продукты. Основная цель – не допустить, предотвратить развитие сладострастия, греха чревоугодия, а эту работу невозможно провести без каких-либо, пусть самых малых ограничений. Не обязательно заставлять трехлетку поститься по церковному уставу, но убрать из его рациона любимые сладости можно и нужно, а также ограничить просмотр мультфильмов.

Самое главное – действовать с любовью, терпением и подавать личный пример, на который ребенок мог бы равняться. Если говорить о примере благочестивых родителей, то здесь все просто и понятно. Если супруги будут пребывать в духе праведности и веры, то он захватит и их детей, о чем апостол Павел сказал: «Плод же Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Говорят, что детей не надо воспитывать. Они воспитываются на нашем примере, подражая родителям и тем самым усваивая плоды Духа Божьего

С духовной средой все намного сложнее. Это со светской средой проблем нет, поэтому надо искать тех, кто помимо родителей мог бы проповедовать учение Христа, рассказывать о Боге, просвещать подрастающее поколение светом истины. Выбирая крестных для своего ребенка, будем руководствоваться не степенью их материального достатка, а желанием и возможностью заниматься духовным воспитанием своих крестных детей. Счастье, если дети с детства будут пребывать в тесном соприкосновении с жизнью Церкви, участвовать в ее праздниках, обрядах, богослужениях.

Духовное чтение – вот чем еще следует заниматься со своими детьми, изучая Священное Писание, читая жития святых, другую духовную литературу. Как говорится, «не хлебом единым жив человек». Хорошо, если ребенок будет читать детскую и юношескую литературу, описывающую жизнь благочестивых детей. К ним относят «Хижину дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу и «Святую юность» Е. Поселянина. Читать следует понемногу, но систематически, обязательно совместно с родителями, чтобы обсуждать и объяснять прочитанное. Не стоит запрещать ребенку заниматься во время чтения какой-либо ручной работой, что-то мастеря, вышивая и т.п.

Все мы прекрасно знаем, что такое порча, заговор, многие из нас верят в суеверия, а вот много ли тех, кто заботится об освящении обстановки, освящая жилище, употребляя освященный хлеб и святую воду, налагая крестное знамение на пищу? У многих ли в доме есть иконостас? По мнению епископа Феофана Затворника, с младых ногтей чадо должно получать впечатления от освященных предметов – света горящей свечи или лампады, пения православных песен. С детства необходимо научить ребенка накладывать на себя крестное знамение и использовать в качестве главного оружия христианина. В совокупности все эти факторы обеспечат духовное возрастание наших детей, их жизнь в вере и благочестии. Помогай вам в этом Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram