Чаю воскресения мертвых: что это значит
Символ веры
Любой человек, который хотя бы раз заходил в православный храм, слышал эти строчки из Символа веры, молитвы, которую хором поет весь храм. Заканчивается Символ веры словами: “чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь”. Молитва "Символ веры" (или "Верую") является одной из основополагающих молитв в христианстве, которая выражает основные догматы веры. Символ веры в православии отличается от католического, хотя изначально этот догматический богословский текст был утвержден двумя Вселенскими Соборами еще до разделения Церквей на Восточную и Западную.
История создания Символа веры
Символ веры содержит 12 последовательных догматов, составляющих суть христианской веры. Первые семь постулатов сформулированы на Первом Вселенском Соборе, который проходил в Никее в 325 году при правлении императора Константина Великого. Вселенский Собор собрал 318 епископов Церкви для обсуждения вопросов веры и противостояния ереси арианства. Среди церковных иерархов были такие известные святые как святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон Тримифунтский, святой Афанасий Великий. Именно на этом Соборе смиренный в обычной жизни Николай Чудотворец дал пощечину священнику Арию за его лжеучения. А Спиридон Тримифунтский вещественно доказал триединство Святой Троицы, когда в его руках чудесным образом простой кирпич “распался” на три составляющих: глину, воду и огонь. Помимо обличения арианской ереси важным итогом Собора стал утвержденный святыми отцами Символ веры как единое краткое изложение основ христианства, понятное для каждого члена Церкви Христовой.
Через 56 лет в 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский Собор, на котором Символ веры был дополнен еще пятью постулатами.
“Чаю воскресения мертвых”
Теперь перейдем непосредственно к строчкам из 11-го постулата Символа веры “чаю воскресения мертвых”, что же она означает? Слово "чаю" в контексте фразы "чаю воскресения мертвых" происходит от глагола "чаять", что означает "ожидать" или "надеяться". Таким образом, "чаю воскресения мертвых" можно перевести как "ожидаю воскресения мертвых". Это выражение подчеркивает надежду верующего на то, что после смерти все когда-либо живущие на свете люди будут воскрешены.
Воскресение мертвых — это одно из основных учений христианства оно связано с верой в то, что Иисус Христос, воскреснув из мертвых, открыл путь к вечной жизни для каждого из нас. Это учение находит свое отражение в различных священных текстах, включая Библию. Воскресение мертвых упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете - в Евангелиях и Посланиях апостолов.
Вот, что говорится о всеобщем воскресении в пророчествах Ветхого Завета, например у пророка Исайи читаем: “Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела. Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прах…” (Ис. 26,19) Ветхозаветным праведникам, как видим, открывалось грядущая слава Спасителя, всеобщее воскресение, восстановление в своей плоти и вечная радость в Царствии Небесном: “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога”. (Иов 19, 25, 26)
Но именно в христианстве постулат о всеобщем воскресении является основой веры. Воскресение мертвых символизирует победу над смертью и грехом, что было достигнуто через жертву Спасителя. В этом контексте воскресение становится не только физическим, но и духовным событием, которое открывает нам путь к спасению. Именно поэтому христиане “чают”, ожидают обещанного воскресения!
Со страниц евангелия Христос говорит: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6:54) и еще: “Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут” (Ин.5:25)
Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут”
Как воскреснут умершие?
Воскресение мертвых произойдет в конце времен, во второе пришествие Иисуса Христа. Все души умерших восстановятся в своих телах будут воскрешены для окончательного суда. Например, в Евангелии от Иоанна (5:28-29) говорится: "Не удивляйтесь этому, ибо наступает час, в который все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия и выйдут: творившие добро — в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения". Это утверждение подчеркивает, что воскресение связано не только с физическим возвращением к жизни, но и с оценкой жизни каждого человека.
Как Господь может соединить вечную душу и умершее тело? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, ссылаются на пророчество Иезекиля, в котором он видит, как из праха и костей восстанавливается человеческая плоть и в нее вдыхается жизнь: “Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.” (пророчество Иезекиля 37, 1–10) Это пророчество очень похоже создание первого человека Творцом. В Книге Бытия Господь создал Адама из праха и вдохнул в него жизнь, так произойдет и воскресение человечества во второе пришествие Христа.
“Жизни будущего века. Аминь”
Заключительные слова Символа Веры, его двенадцатый постулат, дают надежду человечеству на вечную радость в Царствии Небесном обещанную Господом: “Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” (Евангелие от Матфея 13:43)
“Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.” (Послание апостола Павла к Коринфянам 2:9)
Символ Веры заканчивается словом “аминь”, которое в переводе означает “да будет так“, а значит, произнося это, мы утверждаем, что все сказанное является истиной.
Подводя итог всему сказанному, заключительные слова Символа Веры "чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" выражают надежду и веру в то, что смерть не является концом, а лишь переходом к новой жизни в Царствии Небесном. Это утверждение укрепляет верующих и служит напоминанием о важности земной жизни в соответствии с христианскими заповедями.