Базисом веры являются чудеса
Человек говорит: «Увижу – поверю», а Господь отвечает: «Поверишь – увидишь». То есть только при условии веры и доверия к Богу можно стать свидетелем чуда, но и здесь Господь призывает нас к осторожности, потому как нет такого чуда, которое не смог бы совершить сатана. На самом деле чудеса не были базисом веры ни на заре христианства, ни сегодня. Вспомним, что Иисус Христос совершал при жизни немало чудес, но многие иудеи принимали его за самозванца и обманщика, а то и вовсе обвиняли в том, что он совершает их «силой Вельзевула». Сегодня люди также становятся свидетелями немалых чудес, начиная со святой воды и мироточения икон и заканчивая исцелениями на мощах мучеников, но эти факты оставляют большинство людей совершенно равнодушными. Сами по себе двигателем веры они не являются. Вообще человека во все времена влекло непознанное, таинственное, он хотел, как говорят, «хлеба и зрелищ». О том же самом говорил и Спаситель, предупреждая, что «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса» (Мф.24:24). Люди хотят, стремятся стать участниками или свидетелями чуда, но не всякое подобное явление или событие является таковым. Зачастую такие сообщения о чудесах являются выдумкой и распространяются обманщиками, либо теми людьми, которые и сами были обмануты. Читая Библию, мы видим, что большинство пророков и святых с большим опасением относились к чудесам и нередко просили у Бога подтвердить, что они совершаются им, а не силами зла. Если даже святые не считали себя достойными чуда и боялись быть обольщенными демонами, то как же мы – простые грешники можем считать себя заслуживающими подобной милости? Представители темных сил играют на нашей гордыни и самости, а мы верим. Стремление к чуду обычно является признаком нездоровья души, маловерия, ложного отношения к Богу и Его Домостроительству. Те, кто не стремится к чудесам, относится к ним с большой осторожностью и рассуждением, нередко становятся их свидетелем, но обычно такое чудо является глубоко личным, понятным лишь данному конкретному человеку. Так Господь дает знак, ответ на какой-то вопрос, указывает на необходимость изменения внутреннего мира. Нередко с чудесами сталкиваются новоначальные, только начинающие воцерковляться люди. Так Господь укрепляет их на пути к Себе, ободряет, вразумляет. Как писал протоиерей А.Б. Салтыков: «Истинное чудо никогда не бывает случайным и смысл его … в раскрытии человеку внутренней духовной стороны жизни». Господь-сердцеведец знает, в каком случае чудо может быть полезным для человека, принеся необходимый духовный плод. Бог никогда не совершал чудеса «на заказ», лишь бы поверили. Главная его задача была не в том, чтобы произвести сиюминутное впечатление, а чтобы привести людей ко спасению. Поэтому и рассматривать чудеса нужно именно в этом контексте. Если они вызывают благоговейный трепет перед Господом, тихую радость, мир и покой в душе, побуждая к покаянию, то можно смело говорить, что это чудо от Бога. Если же в душе беспокойство, смятение, раздрай, возбуждение, то здесь явно поработали нечистые духи.Чудеса как базис веры
Чудеса вокруг нас