Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит
Значение этого священномученика для всей православной Церкви трудно переоценить. Он не только принял страдания за Христа и окончил свою земную жизнь в мучениях, но и прославился своими трудами, известными как «Ареопагитики». Их передавали из уст в уста, писали толкования к ним и комментарии. В России наибольшее широкое распространение получили списки перевода «Ариопагитиков», сделанных монахом Исаией ок. 1371 году на Афоне. Сегодня каждый может обратиться с молитвой к Дионисию Ареопагиту и попросить святого о спасении души, о духовном озарении и просвещении. Вы можете подать записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки». Священномученик Дионисий Ареопагит происходил из благородной семьи, но был он язычником. Получил образование у лучших учителей города Афины и превзошел своих сверстников в философских познаниях. При достижении им 25-летнего возраста его отправили в египетский город Илиополь для обучения астрономии. Здесь он впервые столкнулся с Божественной силой, когда по проведению Святого Духа имел возможность наблюдать солнечное затмение в момент распятия на Кресте Господа нашего Иисуса Христа. В этот момент Дионисий воскликнул: «Или Бог, создатель всего мира страждет, или всей видимый мир кончается!» Вернувшись из Египта в Афины, будущий святой стал членом Ареопага и присутствовал на проповедях апостола Павла. Именно тогда в его сердце зародилось сомнение в истинности его веры. Слова апостола упали на благодатную землю. Дионисий внимательно ловил каждое слово учителя и узнав из его рассказов о том мраке, который поглотил мир во время мучительной кончины Иисуса на Кресте, тотчас уверовал, что в это время в человеческом теле сам Бог страдал за грехи распявших его. После того, как апостол Павел исцелил слепого от рождения человека, он решил креститься, а после оставил свой дом, жену и детей и три года странствовал по миру, следуя за своим учителем. После кончины апостола Павла святой Дионисий продолжал его дело, проповедуя слово Божие в самых разных странах – Италии, Испании, Германии. Вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией он был послан епископом римским Климентом в Галлию. В это время началось вторичное после Нерона гонение на христиан, воздвигнутое императором Домицианом. Дионисий, Рустик и Елевферий были схвачены и брошены в темницу. Здесь проявилась вся сила их веры и божественное провидение: святого Дионисия били веревками, клали на раскаленное железо, бросали на съедение диким зверям и предавали огню, но он лишь сильнее прославлял Бога, воспевая псалом: «Слово Твое весьма чисто, и раб твой возлюбил его» 6291 (Пс118:140). После всех издевательств святых мучеников приговорили к усекновению мечом, что и было выполнено. По смерти Своего угодника Дионисия Бог показал преславное чудо. Обезглавленное тело божественной силой встало на ноги, взявши в руки свою главу и прошедши с ней два поприща до того места, где впоследствии христиане возвели Церковь. Главу свою он отдал благочестивой женщине Катулле. На этом самом месте и были погребены его останки, возле которых творились многие чудеса, совершались исцеления и иные удивительные вещи во славу Христа и Бога нашего. При своей жизни святой Дионисий Ареопагит написал немало творений и трудов. До наших дней дошли 4 книги: «О небесной иерархии». В ней автор излагает христианское учение об Ангельском мире, девяти Ангельских чинах. Эти высшие лики – носители и источники Божественного света. Причем в эту светоносную и духовную иерархию включены и люди, прославляемые как святые Церковью Христовой. «О церковной иерархии». Это продолжение первой книги, главная суть которой состоит в том, чтобы постоянно стремиться познать Бога, стать с ним единым целым через церковные Таинства – Крещение и Евхаристию, принять для себя спасающую благодать Божию. «О Именах Божиих». В ней изложены пути Богопознания через Лествицу Божественных имен. «О мистическом богословии». О важности познания учения о Боге, о необходимости молитв, потому как только так можно приблизиться к Господу. Значение книг для православной Церкви «Ареопагитики» имеют огромное значение в Богословии православной Церкви. На протяжении четырех веков их сохраняли лишь путем тайной передачи друг другу. С трудами Дионисия Ареопагита были знакомы Григорий Богослов, Ориген, Дионисий великий, Климент Александрийский. Святой Дионисий Александрийский написал толкования на «Ареопагитики». Творения святого Дионисия Ареопагита получили признание общей Церковью в VI–VII веках. Общеизвестны стали и комментарии к ним автора Максима Исповедника. В Русской Православной Церкви с учением святого Дионисия, касающегося духовного священноначалия и обожения человеческой природы, познакомились благодаря «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Впервые на славянский «Ареопагитики» перевел монах Исаия ок. 1371 года на Афоне. Их списки и сегодня бережно хранятся в отечественных книгохранилищах, в том числе и рукопись на пергаменте «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая руке святителя Киприана – митрополита Киевского и всея Руси. День памяти святого Дионисия Ареопагита отмечается 3 (16) октября. А 17 января празднуется Собор 70-ти апостолов. Сегодня каждый может подать записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки» и попросить святого о самом сокровенном. В кондаке святому Дионисию Ареопагиту сказано: «…озарил еси во тьме неведения седящыя». Так и мы просим святого о прозрении духовном, о защите от тьмы неведения, пребывая в которой мы часто не ведаем, что творим. Прозрение – это и есть озарение, когда душа находит единственно верный путь и идет по нему к Царствию Небесному. Бла́гости научи́вся, и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная,/ и ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ священному́чениче Диони́сие,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.Житие святого
Труды и деяния святого
Тропарь священномученику Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому, глас 4