Апостол Иоанн Богослов. Ученик, которому Господь доверил тайны мира
Сегодня, накануне памяти о преставлении «апостола любви», Вы можете подать записку о себе и своих ближних! И пусть любимый ученик Спасителя станет ходатаем за Вас перед своим Учителем!
В глазах Всевышнего каждая человеческая личность обладает равной и безмерной ценностью. Но это не означает равенства чести каждого человека перед Господом. Здесь люди занимают разное положение, в зависимости от того, как они развивали дарованные им таланты и насколько высоко взошли по лестнице богоподобия. Это устроение Царствия Небесного Спаситель показал уже на Земле, выделив из всех своих последователей 70 апостолов, а затем обозначил ещё более близкий круг из 12-ти учеников.
Но и среди 12-ти апостолов Господь оказывал ученикам разную честь, сообразно их внутреннему устроению. Так, Андрей стал Первозванным. Фому Спаситель убеждал в истинности своего воскресения. А Петру, Иакову и Иоанну открыл больше всех тайн, преобразившись перед ними в Божественной славе на горе Фавор, беря их для молитвы в Гефсиманский сад и приглашая с собой в некоторые другие места.
При этом Иоанн Богослов выделялся даже среди этой тройки наперсников Христовых своей безграничной преданностью Учителю и Богу. Он доказал это, единственным среди двенадцати апостолов оставшись у креста страдающего Иисуса Христа. А затем ещё раз делом засвидетельствовал любовь ко Господу, приняв на себя сыновние заботы о Богородице и Приснодеве Марии.
После сошествия Святого Духа на апостолов, они по жребию распределили страны, где им надлежит проповедовать. Апостолу и евангелисту Иоанну достались для проповеди Ефес и другие города Малой Азии, куда он и последовал после успения Богородицы. Остальные одиннадцать апостолов, а также апостол Павел рано или поздно встретили в своих миссионерских путешествиях мученическую кончину.
И только апостолу Иоанну Богослову Господь судил дожить до глубокой старости и умереть своей смертью. По преданию, во времена гонений на христиан, устроенных императором Нероном, апостола Иоанна схватили и привезли в Рим. Но святой, выпив предложенную ему чашу с ядом, остался жив, а затем уцелел и в котле с кипящим маслом, куда его бросили с санкции императора. После этого правитель в глубокой тайне сослал апостола на остров Патмос.
За свою жизнь святой Иоанн Богослов написал Евангелие и три послания, а на склоне лет прибавил к ним «Апокалипсис» («Откровение»), который написал для христиан по внушению Господа. Многие считают, что эта книга описывает только катаклизмы, предшествующие концу времён и Страшный Суд, но это не так. Откровение является продолжением Евангелия, так как возвещает христианам благую весть о вечном блаженстве с Богом в новом мире, который будет создан Творцом после Страшного Суда.
Евангелие от Иоанна было написано позже трёх «синоптических» Евангелий. В своей книге, любимый ученик Христа больше других говорит о Спасителе, как о воплотившемся Боге:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:1-5).
Именно за глубокую христологию повествования апостол Иоанн был прозван Богословом и на иконах часто изображается с орлом, символически обозначающем высокий полёт мысли евангелиста:
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:14,18).
В тексте собственного благовестия Иоанн скромно именует себя «учеником, которого любил Иисус». Особенностью Евангелия от Иоанна является и то, что его свидетельство о Христе – это рассказ из первых уст. Рассказ, содержащий многие подробности, дополняющие свидетельства трёх других евангелистов, которые однозначно мог знать только ближайший ученик Спасителя – длинных бесед с учениками, споров с фарисеями.
Евангелие апостола, пронизанное тайной любви Бога к миру, продолжают три его послания к первым христианам. В них святой Иоанн Богослов ещё менее касается житийной составляющей подвига Искупителя, но ещё полнее раскрывает перед читателем сам дух христианства:
«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).
Через свои послания апостол Иоанн напоминает всем нам, что любовь — это не чувство, а образ жизни и проявляется действием: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:16-18).
Подражая апостолу Иоанну Богослову в духе любви, каждый из нас вернейшим путём приближается к Богу. Обратим же к себе призыв апостола:
«Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3 Ин. 1:11)
и с твёрдой решимостью вступим на путь обожения! А чтобы Господь даровал нам силы оставаться на этом пути, обратим к апостолу Иоанну наши сегодняшние молитвы!