Празднование в честь Крещения Господня - 19 января

Празднование в честь Крещения Господня - 19 января

Не переходящий двунадесятый праздник «Крещение Господне» отмечается православными 19 января (6 по старому стилю). По слову Евангелия, Крещение Христово было на водах реки Иордан. Сейчас на этом месте, по-прежнему, совершается Таинство. Без него никакой человек не может родиться в жизнь вечную.

Подать записки о здравии и упокоении в день Господнего праздника можно в храм Рождества Христова в Вифлееме.

 

Событие Господнего праздника

 

До сих пор нет точных сведений о том, где конкретно произошло данное событие. Иоанн ходил с проповедью по всей стране. Совершал обряд омовения, через погружение в воду. После покаяния и сошествия Святого Духа на людей, они получали прощение грехов и новую жизнь. Вся иудейская страна принимала его за пророка. Как представителя царского рода у Крестителя спрашивали, не он ли сам Мессия? На что слышали ответ: «Идёт за мною Сильнейший меня».

В то время Иоанн Предтеча проповедовал и крестил людей в городе Вифаваре, в северной части Иордана. Рядом с этим местом находится Генисаретское озеро. Согласно Евангелию, здесь жили будущие апостолы Андрей Первозванный и Пётр. Иисус сразу после обряда встречается с ними и зовёт за собой.

Во время Крещения на Иисуса Назаренянина сошёл Святой дух в виде голубя. В это же время Глас Бога Отца с небес провозгласил, что Крещаемый, его возлюбленный сын. Таким образом, Святая Троица явила Себя миру. Спасителю не было необходимости креститься, он был безгрешен от своего святого Рождества. Во время обряда иудеи погружались в воду по шею. Они не выходили из воды, пока не исповедовали все грехи до единого. А Господь вышел сразу. Непорочный Источник чистоты, своим погружением, освятил естество воды и приуготовил купель для совершения Таинства во все времена. Иоанн и все присутствующие в этот день при действе, стали свидетелями Господнего Богоявления. После великого события пророк Иоанн продолжил своё служение Богу. Появление первых апостолов из двенадцати связывают с проповедью святого Предтечи и свидетельством мессианского Христова предназначения.

Согласно Ветхому Завету сошествие Святого Духа на человека означает, что с этого момента он становится избранником Божиим и проповедником Его воли. Так Христос начинает своё служение и путь к Крестной смерти за грехи всего человечества. От Рождества до дня крестной купели Иисус себя никак не проявлял. Своей непорочностью Он освятил весь человеческий жизненный путь. Показал, что любой период жизни можно прожить без греха.

 

Установление праздника Крещение Господне

 

Празднование впервые упоминается Климентом Александрийским. Чудесное явление – Теофания, стало первым христианским торжеством, имеющим фиксированную календарную дату. Изначально Богоявление вмещало в себя: Рождество Христово, посещение волхвов и Крещение. На Халкидонском соборе 451 года, принято решение об установлении Рождественского дня, как самостоятельного праздника. Появились разногласия православной, католической и армянской церквей.

В православии Богоявление полностью слилось с Крещением Господним. В уставе богослужений сохранилась связь между этими торжествами. Каждый имеет предпраздничный сочельник, а Литургия совершается по чину святителя Василия Великого. Так, перенесение Рождества Христова на другой день не вносило изменений в вероучение. В трудах свят. Павла Эмесского говорится о соединении двух природ: человеческой – по-рождению, Божественной – по-крещению. Появилось новое толкование Богоявления – представление Единого Бога в полноте Пресвятой Троицы.

 

Иконография

 

Образы Господнего праздника появились уже в первые века христианства. Самые ранние датируются 230 годом. Прежде всего, они отражали суть Христова явления миру, как Сына Божия, одного из лиц Троицы. В древнерусском искусстве событие Теофании встречается с XII века во фресковых ансамблях храмов. Образ входит с состав праздничных иконостасов.

На иконах Крещение Господне часто изображается так:

  • Господь во взрослом возрасте стоит по шею или по пояс в воде в реке Иордан
  • Спаситель с длинными волосами, бородой, препоясанный или обнажённый
  • Над ним разверзнутое небо, из которого ко Господу нисходят голубь и лучи Троичного света. Тем самым, акцентируется момент Богоявления
  • Иоанн Предтеча запечатлён на правом берегу и возлагает на голову Христа десницу
  • Ангелы на противоположном берегу реки. Их количество всегда разное: от двух до двенадцати
  • В водах Иордана можно увидеть рыб. Они символизируют неофитов принимающих святое Таинство
  • В русских иконах на небе Бог Отец на престоле или облаке со свитком в руках.

Традиции праздника

 

Иоанн Златоуст, в своей антиохийской проповеди, упоминает об особом почитании воды, набранной в день празднования. Он выделяет возможность хранения и употребления святыни в течение года. Она долгое время не портится, остаётся чистой и свежей. Святитель Епифаний Кипрский пишет, что 19 января воды в реках меняют свои свойства. Святой связывает это с событием в Канне Галиллейской, когда вода превратилась в вино.

В России чин Освящения проходит после богослужения в сочельник и в сам Господний праздник. Святая вода называется Агиасмой. Водоосвящение на утрени Богоявления происходит от древних христиан, когда после службы крестили оглашенных. Вода 18 И 19 ЯНВАРЯ одинаковая, освящают её в эти дни одним чином. Запасаться большим объёмом святыни не стоит. Достаточно подливать её в простую воду из маленькой бутылочки, в течение года. Святая Агиасма исцеляет от недугов, защищает от беснования, поддерживает слабую природу человека.

Купание в Иордани недавняя российская традиция. В реке вырубали полынью в виде креста. От храма крестным ходом шли к водоёму. Служили молебен. Священник напрестольным крестом освящал воду. Её пили, но купание этому не сопутствовало. Ликование, связанное с экстремальным погружением в ледяную прорубь, у многих людей затмевает содержание торжества. От вод Иорданских начал Своё учение Христос. Вода – начало мира, а Иордан – начало Евангельского учения.